• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Быть классическим гомеопатом: неявное знание, биомедицина и гомеопатическая практика

Социология власти. 2016. № 1. С. 141-169.

В данной статье представлены результаты исследования, опирающе- гося на материалы интервью с классическими гомеопатами. В фокусе внимания — напряжение между высказываниями классических го- меопатов и их практикой. С одной стороны, классические гомеопаты декларируют разрыв с биомедициной, с другой — статус этого разрыва не подтверждается обстоятельствами их опыта и деятельности. Дан- ный парадокс проблематизируется с помощью теории практик. Автор доказывает, что практика классических гомеопатов включает в себя биомедицинские предпосылки в качестве неявного знания (М. Пола- ни). На пути к этому выводу рассматривается концептуальный вопрос связи неконсистентных практик и их трансмиссии. Обращение к рай- ловской критике ментализма и идеям теоретиков практик позволяет обосновать наглядный характер практик и неявного знания как того, что является видимым, но не замечаемым; тем самым преодолевается скептицизм С. Тернера относительно реальности практик как коллек- тивных феноменов, способных к трансмиссии. В противовес кауза- листской интерпретации теории практик Тернера отношение между биомедицинскими предпосылками и  гомеопатической практикой предлагается рассматривать как отношения фигуры и фона. Эта кон- цепция уточняется с  помощью витгенштейнианской идеи смены аспекта, в  рамках которой гомеопатия и  биомедицина выступают не как различные практики, а как разные аспекты одной неделимой медицинской практики. В  качестве критерия видимости биомедицинских предпосылок указываются риторические стратегии классических гомеопатов, в ко- торых акцентируются различия и противоречия между гомеопатией и биомедициной, а также способность данных врачей осуществлять перевод (смену аспекта) между концептами двух систем. С этой точки зрения высказывания классических гомеопатов должны соответство- вать не целям конкретной медицинской практики, которую они осу- ществляют, а целям идентификации и профессионализации конкрет- ного сообщества. Таким образом, парадокс неявного знания решается за счет отделения стратегий профессионализации от стратегий сугубо медицинских.