?
О лексикографических источниках немецкого студенческого языка XVIII – XIX веков
В статье дается характеристика основных лексикографических источников XVIΙΙ –XΙX веков от Р. Зальмазиуса до Ф. Клуге, в которых представлена жаргонная лексика немецкого студенчества. Проводится сравнительный анализ трех лексиконов, изданных в XVIΙΙ столетии и шестнадцати словарей XΙX века по основным лексикографическим параметрам. Основное внимание обращается на содержание словарных статей. В большинстве случаев они малоинформативны, о чем свидетельствует отсутствие грамматических и стилистических характеристик, историко-этимологических справок, иллюстративного материала, паспортизации источников. Общей чертой всех анализируемых лексиконов является только наличие краткого или подробного толкования словарных единиц. В одних словарях содержится указание на многозначность, в других обращается внимание на синонимию жаргонной лексики, в третьих приводятся примеры употребления жаргонизмов. Паспортизация источников встречается только в словаре Ф. Клуге «Deutsche Studentensprache» («Немецкий студенческий язык»). Малая информативность и непоследовательность в графическом оформлении словарных статей объясняется тем, что большинство лексиконов этого периода составлено не исследователями-лингвистами, а бывшими студентами, которые хотели поделиться своим опытом с будущими поколениями, о чем они сообщают в предисловиях к своим изданиям. Материал рассматриваемых лексикографических источников позволяет проследить динамику лексико-семантических процессов, происходящих в историческом немецком студенческом языке на протяжении двух столетий. Наблюдение за судьбой студенческих жаргонизмов XVIΙΙ –XΙX веков показывает, что одни из них фиксируются только в одном лексиконе и больше нигде не встречаются, а другие переходят из словаря в словарь, поскольку содержат самые важные понятия из студенческой жизни. Несмотря на все различия в объеме и содержании все проанализированные лексикографические источники вместе и каждый из них в отдельности имеют исключительно важное значение для изучения немецкого студенческого языка в диахронии, что в свою очередь позволяет лучше понять лексико-семантические процессы, происходящие в современном молодежном жаргоне. Кроме того, информация, содержащаяся в словарных статьях, приоткрывает завесу студенческой жизни прошлых столетий, позволяет больше узнать о культуре, быте и интересах немецкоговорящей учащейся молодежи, что определяет значимость этого лексикографического исследования не только с лингвистической, но и с социологической точки зрения.