• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Антская проблема как предмет этимологии и этноистории (возражение М.В.грацианскому)

Византийский временник. 2015. Т. 73 (98). С. 251-263.
Иванов С. А., Анткин А. Е.

Статья представляет собой полемику с работой: М.В.Грацианский. «О происхождении этнонима «анты»// ВВ. 2012. Т.71 (96). С.27-39). Цель лингвистической аргументации Грацианского состоит в 1) отождествлении  этнонимов анты — венеты — вятичи и 2) подтверждении летописного предания о том, что вятичи «от ляхов». Оба тезиса спорны. Статья Грацианского во многом основана на давней работе Д.В. Бубриха (1947), с которой, по существу, и следует вести полемику. Этноним вятичи связан с индоевропейским названием венетов, как и полагал Бубрих, но этноним анты едва ли имеет к ним отношение. Попытки Грацианского развить соображения Бубриха несостоятельны.

Что касается историко-этнографических построений Грацианского, они выдержаны в примордиалистском ключе, но и в нем непоследовательны: если любые венеты, с его точки зрения, были антама, а любые анты - славянами, то славян нужно возводить прямо к Гомеру. Такие псевдопатриотические экзерсисы зачеркивают последние полвека развития мировой исторической этнологии.