• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трансформация экономических механизмов в сфере культуры: последовательное развитие или движение по кругу?

Рассматриваются проводившиеся с последних лет советского времени попытки трансформации экономических механизмов культуры, основной целью которых являлось достижение рационального баланса между свободой инициативы производителей культурных благ и государственным контролем их деятельности. Выделяются основные этапы таких трансформаций. Первый (конец 1980-х – начало 1990-х гг.) состоял в переводе культуры, также как и других отраслей социально-культурной сферы, на модель так называемого «нового хозяйственного механизма». На втором этапе (1990-е гг.) происходила адаптация сферы культуры к формирующейся в России рыночной экономике. Основу третьего этапа (2000-е и 2010-е гг.) составила реформа сектора государственных и муниципальных учреждений, в результате которой произошел переход от одного к трем типам таких учреждений, различающихся уровнем экономической самостоятельности (автономным, бюджетным и казенным учреждениям). На каждом из этапов ставились по сути одни и те же задачи: (1) расширении экономических прав организаций культуры, (2) повышении обоснованности объемов выделяемых государственным учреждениям культуры бюджетных средств, прежде всего, на основе внедрения нормативного подхода, (3) развитии альтернативных государственному источников финансирования культурной деятельности. Показано, что попытки решения этих задач не приводили к успеху и экономические механизмы культуры в основном оказывались в исходном положении. То есть происходило не последовательное продвижение в намеченном направлении, а как бы движение по кругу. Высказываются предположения об изменении ситуации в ближайшие годы и важнейших направлениях будущих реформ.