• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Обзор структурных дискретно-непрерывных моделей спроса, учитывающих множественный выбор потребителя

  Предмет. Часто можно наблюдать, что индивид выбирает несколько вариантов из имеющегося множества, причем количество выбранного вида товара может отличаться от единицы. Например, покупатель пришел покупать какой-то товар и выбирает, какие бренды купить, после чего покупает несколько упаковок каждого бренда. Другой распространенной ситуацией является задача портфельных инвестиций, когда индивид решает, какие ценные бумаги приобрести и какую сумму потратить на покупку каждого вида бумаг. Аппарат теории дискретного выбора, широко использующийся для моделирования функции спроса, не может быть использован в таких случаях, поскольку нарушена основная предпосылка этой теории: потребитель выбирает одну единицу одного вида товара за одну ситуацию выбора. Однако необходимость строить и оценивать функции спроса остается актуальной. В связи с этим с 2000 г. стали активно разрабатываться структурные дискретно-непрерывные модели спроса, позволяющие математически описать подобные ситуации выбора.
     Цели. Анализ существующих структурных дискретно-непрерывных моделей спроса, которые позволяют моделировать множественный выбор индивида, сравнение различных моделей между собой и выявление наиболее актуальных направлений будущих исследований.
     Результаты. Приведен общий подход к моделированию ситуаций множественного выбора - формализована задача оптимального выбора потребителя. Проведен критический анализ моделей, а именно - рассмотрены существующие спецификации функции полезности, выявлены их основные преимущества и недостатки.
     Выводы. Предложены основные направления дальнейших исследований в данной области: разработка гибких спецификаций функции полезности, позволяющих учитывать как эффекты субституции, так и комплементарности, а также разработка алгоритмов, позволяющих быстро оценивать подобные модели.