• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Законотворческой процесс в странах "Общего права": сравнительные аспекты

Страны «общего права», традиционно рассматриваемые как страны прецедентного права, в насто- ящее время отличаются ростом удельного веса законов (статутов). Данный процесс актуализирует проблему эффективности законотворческого процесса. В статье отмечается, что в зарубежной правовой науке сформи- ровалось такое направление, как легистика, направленное на разработку теории законодательства и критериев его эффективности. В статье анализируются особенности законотворческого процесса в странах «общего пра- ва». Несмотря на принадлежность к одной правовой семье, указанные страны различаются по форме правления, что дает возможность проследить общее и особенное в законотворческом процессe в парламентской монархии и президентской республике, особенности взаимодействия правительства и парламента в законотворческом процессе в данных формах правления. Отмечается высокая степень централизации законотворческого процесса в Великобритании и в странах, воспринявших британские традиции. В таких странах роль лоббизма неизбеж- но отличается от роли и форм лоббизма в США. Особое место в законотворческом процессе занимает стадия рассмотрения проектов в парламенте. В статье анализируется соотношение стадий законодательного про- цесса, голосование депутатов в зависимости от партийной дисциплины. Делается вывод о различиях моделей рассмотрения биллей в законодательных органах в зависимости от формы правления и их эволюции. Принцип парламентского верховенства, воспринятый в странах «общего права» с парламентской формой правления, об- условил большую роль законодательного органа в законотворческом процессе, в то время как в США – стране с президентской формой правления роль законодательного органа менее активна. Вместе с тем, как показывает практика, обе модели стали развиваться в противоположных от изначальных направлениях. Жесткий принцип разделения властей способствовал укреплению позиций законодательного органа, в то время как в странах с парламентской формой правления роль парламента снизилась. Сочетание нормативистского и социологического подхода дает возможность автору комплексно проанализировать законотворческий процесс, раскрыть соот- ношение законодательно установленной модели и социального содержания, выяснить, насколько такая модель способна эффективно регулировать социальные интересы, складывающиеся вокруг законопроекта.