Статья
Event-related rTMS at encoding affects differently deep and shallow memory traces.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Материалы конференции, прошедшей на Историко-филологическом факультете РГГУ 15 мая 2014 года. Полностью они опубликованы в сборнике «Как говорить о войне: от 1940-х к 1970-м, от 1970-х к 2000-м. Борис Васильев, «лейтенантская проза», стихи и кино о войне» (Москва, 2014). Мы благодарны авторам докладов, разрешившим опубликовать их также и на нашем сайте. Помимо докладов, мы публикуем материалы обсуждения с филологами, детьми фронтовиков, о том, как у них дома воспринимались книги и кино о войне.
В статье показано значение философии Рикёра для теоретической социологии. Перспективы социологии связаны с комбинацией теорий действия и теорий события. Теории действия развиты в социологии, а теории события нет. Философия Рикёра – один из возможных интеллектуальных ресурсов для того, чтобы изменить это положение дел.
Коллективная монография посвящена проблемам, связанным с соотношением истории, памяти и идентичности. В ней представлены некоторые результаты исследований, ориентированных на сравнительный анализ процессов и механизмов конструирования национальной и национально-государственной идентичности. В поддержании и «переформатировании» коллективной памяти и идентичности велика роль, которую играют имеющие глубокие корни национальные историографические традиции: они задают канонизированный образ прошлого в форме национального или национально-государственного нарратива, демонстрирующего ключевые «места памяти» и символы «общей судьбы». Авторы монографии рассматривают основные аспекты темы на материале истории и историографии России, отдельных стран Европы и Латинской Америки с существенно различающимися условиями и траекториями формирования национальной идентичности.
Статья посвящена анализу теоретических подходов к исследованию ностальгии в социальных науках. Рост интереса к прошлому и феномену коллективной памяти способствовал более широкому обсуждению ностальгии как важного элемента взаимодействия индивидуального и общественного сознания с прошлым. Исчезновение советского блока в Центральной и Восточной Европе придало новый импульс ностальгическим настроениям, что повы-сило интерес исследователей к посткоммунистиче-ской ностальгии как массовому феномену. В ста-тье делается обзор текущих концепций ностальгии и высказываются соображения по дальнейшему теоретическоой экспликации поня-тия.
В настоящем сочинении автор исследует творчество как предельную форму деятельности. В процессе исследования рассмотрены две формы восприятия – пространственная и временная и их отношения к границам и выходу за границы. Показано, что творчество есть взаимодействие с потоком времени, показана необходимость его опоры на память, рассмотрено понятие «промысел» и представление о благословении, как о гарантии пользы созданного продукта. Для иллюстрации использованы работы цикла «Женщины завета».
Статья посвящена анализу способов репрезентации войн прошлого в массовом кино. Рассматриваются отечественные игровые фильмы 1911-2011 гг. Для анализа используется концепт культурной памяти, разработанный Яном Ассманом, в контексте более широкой проблемы опосредования (медиатизации) событий прошлого, подлежащих запоминанию. Делаются выводы относительно потенциала так или иначе сконструированных образов «героического прошлого» для строительства национальной идентичности в разные периоды отечественной истории.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.