Статья
Life Satisfaction and Value Congruence: Moderators and Extension to Constructed Socio-Demographic Groups in a Russian National Sample
The study is dedicated to the association of life satisfaction with value congruence. The study conciders constructed socio-demographic groups in a Russian national sample.
We focus on one of these aspects of value theory that has remained relatively underexposed, namely the relation between individual social location and human values. Does one’s position in the social structure—indicated by socio-demographic variables such as age, gender, education and income—affect the values that one prioritizes? We pay special attention to the cross-cultural robustness of the relation between social location and values: Can similar patterns be detected in various European countries? Or do cross-national differences in the relation between structure and values depend on elements of the national context?
We depart from Schwartz’ (1992, 1994, 2006) theory of human values, and make use of the value scale included in the European Social Survey (ESS). We believe that this study adds up to existing research in various ways. First, an exceptionally wide range of European countries is taken into account, including various Eastern European countries. Second, we take up the issue of the cross-cultural equivalence of the measurements. Prior to substantive analysis, we test to what extent different cultural interpretations of values affect the validity of cross-national comparisons. Third, to the best of our knowledge, this is the first study that explicitly addresses the question whether national context affects the relation between social location and values.
В статье приводятся данные о различиях между двумя российскими регионами – Москвой и Башкортостаном – по следующим социально-психологическим показателям: воспринимаемый социальный капитал, уровень доверия, гражданская идентичность, удовлетворенность жизнью, установки на экономическое поведение.
На основе ранее предложенной ценностно-нормативной модели социогенеза предлагается систематизация представлений о политической культуре, политических идеологиях, а также методика построения профилей политических культур и их динамики.
Основные личные ценности и смыслы лево-правой политической ориентации в 20 странах. Использованы 20 репрезентативных национальных выборок из Европейского Социального Исследования (2002-2003 гг.). Сравниваются важность личных ценностей и социально-демографические переменные в качестве детерминанты политической ориентации.
О взаимовлиянии ценностей и голосования на политических выборах.
Систематиччески рассматриваются ценностно-нормативное содержание российской политической культуры, источники и этапы ее формирования. Специальное внимание уделяется советскому цивилизационному эксперименту, перспективам современной российской политической культуры. Книга ориентирована на всех, интересующихся отечественной историей, состоянием и персппективами развития российского общества.
В монографии представлено новое направление в современной психологии – исследования социально-психологического капи- тала личности (СПКЛ). Впервые предлагается трактовка понятия «социально-психологический капитал личности», рассматрива- ется его соотношение с другими близкими психологическими понятиями, а также с иными формами капитала. Анализируется структура социально-психологического капитала и связь данно- го явления с социально-экономическим поведением личности, в частности, с предпринимательским. Специальное внимание уделяется анализу особенностей СПКЛ в условиях поликультур- ности России. В работе проводится кросс-культурный анализ СПКЛ, рассмотрение взаимосвязи ценностей и СПКЛ представи- телей различных этнических групп, а также оценка соотноше- ния СПКЛ с этнокультурной неоднородностью регионов России.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.