Статья
Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований
Представлен обзор исследований факторов, определяющих стартовую заработную плату выпускников вузов. Преимущественное внимание уделяется работам, в которых затрагивается вопрос, насколько заработная плата выпускников может являться измерителем качества полученного образования. Обсуждаются теоретические концепции, объясняющие причины различий в уровне заработной платы выпускников: теория человеческого капитала, теория образовательных сигналов, теория компенсационных различий, а также эмпирические исследования, ставившие целью количественно оценить вклад различных факторов в формирование заработной платы выпускников. Анализ литературы показал, что, несмотря на значительный вклад качества образования, существует множество других факторов, способных оказывать влияние на уровень заработной платы. Среди них разнородность выпускников, разнородность рабочих мест, несовершенства рынка, индивидуальные предпочтения выпускников и их стратегии выхода на рынок труда. Представленный обзор и критический анализ зарубежного опыта в исследовании взаимосвязи качества высшего образования и уровня заработной платы выпускников позволяет сформулировать общие требования к качеству данных в рамках возможного внедрения в России системы мониторинга выпускников вузов.
В условиях, когда эпоха классического университета подходит к концу, в качестве его правопреемника выступает исследовательский университет, который является перспективной формой оптимизации всей системы российского высшего профессионального образования, позволяющей более эффективно расходовать финансы без потери качества образовательных услуг. В главе рассматриваются траектории развития исследовательского университета.
В исследовании предпринята попытка определить, существует ли на российском рынке труда значимые различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов. Анализ на базе данных РМЭЗ-ВШЭ за 2000-2010 гг. показал наличие межсекторного разрыва с учетом как наблюдаемых, так и ненаблюдаемых характеристик работников и рабочих мест. Относительная недоплата «бюджетникам» составляет в среднем около 30%. Кроме того, при прочих равных, потери от работы в бюджетном секторе выше у более способных, чем у их менее оплачиваемых коллег. Использование декомпозиции на основе квантильной регрессии помогает ответить на вопрос о природе и источниках различий в оплате труда. Автор приходит к выводу, что главной причиной разрыва являются институциональные механизмы формирования заработной платы бюджетного сектора в России.
В статье рассмотрены факторы, влияющие на выбор незарегистрированной формы занятости. Эмпирические оценки выполнены с помощью бинарных моделей для пространственной и панельной структуры данных Российского Мониторинга Экономического положения и Здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE) для периода с 1998 по 2007 гг. Подтверждено предположение, что для большинства участников российского рынка труда незарегистрированная занятость являлась вынужденной формой трудоустройства.
Статья посвящена вопросам вовлечения учащейся молодёжи в инновационное предпринимательство, подробно рассматривается методический подход к построению инновационного сектора в высшем профессиональном образовании.
В работе проанализированы ожидания студентов российских ВУЗов о величине их заработной платы по окончании ВУЗа. Для анализа используются данные опроса в рамках проекта Мониторинг экономики образования в 2008 году. Полученные в рамках данной работы выводы подтверждают результаты других исследователей. Так, студенты старших курсов более реалистичны в своих ожиданиях, чем студенты младших курсов. Индивиды из семей с высоким уровнем дохода более оптимистичны в своих ожиданиях о заработной плате. Авторами получено, что при формировании ожиданий студенты не учитывают уровень усилий, который они прилагают во время обучения, а ориентируются на среднерыночный уровень заработных плат. Кроме того, они учитывают рейтинг ВУЗа, ожидая, что он достоверно отражает востребованность выпускников данного ВУЗа в глазах работодателей.
В монографии предпринята попытка проанализировать актуальные проблемы современного экономического потенциала и перспективы экономического развития России и странах СНГ.
Адресуется экономистам, социологам, специалистам в области социально-гуманитарных наук.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.
В статье проанализированы практические аспекты различных методов реализации правила передачи голосов, а именно, метода Грегори, включающего метода Грегори, взвешенного включающего метода Грегори.