Статья
Архивистите като дизайнери на университетската памет (опитът на Русияб XIX в.)
This article examines the role of archivists in shaping the capacity and the structure of a university’s memory. Drawing on sources such as laws and ministerial instructions, the authors analyze the government’s archive policy with regard to universities and how professors and archivists were taking part in its implementation. Their participation included sorting documents and attributing them to individual ‘cases’, destroying some of the ‘unnecessary’ documents and preserving others that were designated for destruction. Based on information from service records and university reports, the article tracks changes in the corporate status of university archivists in nineteenth-century Russia.
Проблема, рассматриваемая в статье, находится на стыке публичного права и экономики. Автор исследует источники правового регулирования института государственных корпораций, способы их формирования, сферу компетенции, приоритеты функционирования и его результаты, достигнутые в странах западной демократии. Автор подчеркивает зависимость эффективности данного публично-правового института от таких факторов, как принцип сдержек и противовесов в сочетании с единоначалием, ответственность за действие или бездействие власти, репутация должностных лиц.
Сборник продолжает серию публикаций научных трудов ГИИМ. В центре одного из ведущих направлений деятельности института - проблема трансфера и адаптации европейских идей и практик в Российской империи, исследованная в настоящем сборнике на материале университетской истории России. Актуальность теме сборника придают постоянные в последние годы обращения к западному опыту в ходе обсуждения реформы российской высшей школы. Они неизбежно порождают споры об "уникальности" пути отечественного университетского образования и возможности его сближения с европейской практикой. Сборник помогает понять, что же представлял собой "российский университет", каковы его исторические корни и место. Книга адресована специалистам по российской и европейской истории нового времени.
В статье описаны результаты социологического исследования оценки состояния и перспектив развития федерализма в России, проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН при поддержке Горбачёв-фонда в январе-мае 2011 г. Представлено мнение населения и региональной элиты четырех регионов об основах развития российского федерализма, административно-террито-риальном устройстве РФ и его принципах, отношениях между субъектами-регионами и федеративным центром. Результаты исследования свидетельствуют, что на сегодняшний момент запрос на политическую или административную автономию субъектов Федерации ни гражданами, ни региональными элитами явно не формулируется. Региональная идентичность не является распространенным явлением. Авторы выделяют факторы, наличие которых необходимо для развития российского федерализма: расширение экономической самостоятельности регионов, наличие этнонациональной или региональной идентичности граждан, демократизация и децентрализация.
The book examines two main topics related to the culture of the Spanish Republican exile in the Soviet Union: cultural centers of Spaniards in the USSR and the participation of Spanish exilées in Soviet cultural projects such as the review 'La Literatura Internacional' (later, Literatura Soviética) and the Spanish department of the publishing house Progress, in the period from 1937 until the 70ties. It's the first general study of the culture of the Spanish community in the Soviet Union based on the documents from the Spanish and Russian archives, news papers and journals, and testimonies of the Spanish exilées in the USSR.
In Russia, the label “Generation X” became popular upon the translation of Douglas Coupland’s famous book, Generation X: Tales for an Accelerated Culture, into Russian in 1998. Thereupon the term achieved popularity following the publication of a series of articles about the modern youth phenomenon in the journal OM, which in the mid-’90s conducted open liberal, cultural politics and was orientated toward presenting the real cultural order of the day to Russian readers. It is important to note that in today’s Russian context (journalistic and academic) there exist several different versions of who is Generation X and what is the chronology that determines the generation. One of the chronologies that has been taken up by Russian researchers is the reading of “generation” according to years of birth, which looks as follows: the Silent Generation (1923–1943), Baby Boomers (1943–1963), Generation X (1963–1984), the Millennium Generation or Generation Y (1984–2000), and Generation Z (2000–?). Other homegrown researchers consider that the characteristics of Generation X are only beginning to become apparent today. This is explained by the specific historical path of post-Soviet Russia. Toward the ’90s, young people, just as the heroes of the book by Coupland, experienced the difficult period of a double breaking up of society, and therefore can be only partially compared to their Western contemporaries. The childhood and youth of these young people took place in the later Soviet period. They succeeded in being both pioneers and Komsomols (the Communist Union of Youth). They were able to go to the university at the very peak of the social collapse and to finish higher education in what was now a different country. It is likely, therefore, that young people born from the end of the ’80s to the beginning of the ’90s can be, to a large extent, included as those belonging to Generation X at the end of the 20th century. They already completely fall under the Soviet and post-Soviet experience of socialization and ideology as a result of the politics of the iron curtain and the particular political practices of establishing a new identity—“building communism.” In this case, the stress moves away from striving to define exact dates of birth of a generation to searching for similar characteristics in terms of world outlook, specific trends, key ideas and practices, similar traits and ideals, vectors of generational solidarity, and their significant difference from other contemporaries.
Статья посвящена вопросам разграничения форм законодательных актов в Российской империи. Проведены аналогии с современными проблема правотворчества, которые связаны с выделением форм, видов нормативных актов, процедурой их опубликования.
Монография посвящена функциональной деятельности министерств Российской империи по созданию нормативных актов подзаконного и законодательного характера. В книге определяются традиции развития исторических форм подзаконного нормотворчества. Обозначается место министерств в реализации законодательного процесса Российской империи. Исследуются проблемы соотношения нормотворческой компетенции министерств и других субъектов правотворческой деятельности Российского государства в XIX – начале XX века, включая монарха, Государственный совет и Государственную думу.
Издание адресовано научным работникам, студентам, аспирантам, преподавателям вузов, всем интересующимся проблемами права, управления и правотворчества.
Психотерапевтическая практика призывает к созданию концепций автономии личности, которые могут эффективно использоваться в профессиональной деятельности психотерапевтов и психологов-консультантов. В статье анализируется одно из психотерапевтических направлений – экзистенциальный анализ и логотерапия – и эксплицируются идеи, определяющие специфику понимания автономии в этом подходе. В частности, приводятся три ключевых теоретических принципа, задающих общую систему рассмотрения и развития личностной автономии; показывается, как идеи о «духовной личности», диалогичности/связанности и феноменологический методориентируют практическую деятельность психолога. Описывается структурная модель автономии, опирающаяся на концепцию четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле. Обосновывается, что, хотя традиционно в экзистенциальном анализе и логотерапии личностная автономия относится к третьей фундаментальной мотивации – мотивации к тому, чтобы «быть собой», с точки зрения практики полезно рассматривать становление этого феномена как взаимодействие всех четырех фундаментальных мотиваций. Демонстрируется, что подобный ракурс позволяет представить процесс укрепления автономиикак сочетание четырех видов активности личности по утверждению себя. Так, в процессе развития автономии личность говорит «да» собственной фактичности, чувствам и эмоциям, собственной уникальности и самобытности, действенному присутствию, или, в терминологии В.А. Петровского, «инобытию» в значимых других и в мире. Предложенная модель иллюстрируется примерами из психотерапевтической практики, разъясняющими и подтверждающими теоретические построения.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.