• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Идея пререфлексивного самосознания: альтернатива классической модели трансцендирования или ее модификация?

Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?

Результатами рефлексии о сознании являются временность (сознание понимается как поток) и субстанциональность (полагание устойчивого основания сознания, противостоящего временным изменениям). При таком подходе основание сознания оказывается формальным, лишенным содержания принципом идентичности.

Сторонники идеи о пререфлексивном характере самосознания при осмыслении субъективности стремятся опереться на содержание сознательного опыта. Для Ж.-П. Сартра самосознание заключается в сознании трансцендентного объекта. Д. Захави утверждает, что при всяком сознании присутствует минимальная самость, поскольку мы сознаем все переживания, данные от первого лица, в качестве моих переживаний. Однако и этим философам не удается решить задачу десубстанциализации и деформализации основания сознания, избавиться от опоры на рефлексивные структуры. У Сартра в качестве основы всего сознаваемого выступает аналог субстанции – Ничто, причем условием возможности сознания как Ничто оказывается временность. У Захави единство опыта также основывается лишь на формальной структуре временного потока.

Рефлексивное трансцендирование является необоснованным, поскольку опирается на полагание непосредственной данности характеристик субъективности. Для выработки иного способа трансцендирования опыта требуется рассмотреть сознание не как исходную данность, а как результат познания. Содержательное условие возможности сознания – получаемый в ходе досознательного познавательного процесса предмет самопознания, который является продуктом самой познавательной способности и не совпадает с самим субъектом.