Статья
“История Антония и Клеопатры” Тьеполо из собрания князя Н.Б.Юсупова: сюжет, источники и смысловая интерпретация
Полотна Дж.Б.Тьеполо "Пир Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры" из Государственного музея-усадьбы "Архангельское" рассматриваются в статье как сохранившаяся часть монументально-декоративного ансамбля и в контексте традиции исторической живописи в Венеции. По мнению автора, литературной основой композиций Тьеполо послужило сочинение Дж.Боккаччо "De Mulierubus Claris". В статье прослеживается интерпретация истории Клеопатры у античных авторов и в итальянской живописи XVI-XVIII веков, а также связь образа Клеопатры с иконографией Luxuria и с аллегорией Bellezza feminile. Предложена трактовка иконографической программы фресок Тьеполо в Салоне палаццо Лабиа в Венеции и картин из ГМУА. Найдены конкретные прототипы античных скульптур, изображенных на полотнах.
Книга представляет собой сборник исследовательских статей о многочисленных литературных и художественных памятниках, посвященных одному из наиболее почитаемых в Византии, Европе и России христианских святых — архиепископу Мирликийскому Николаю. Первый раздел книги содержит серию работ, в которых рассматриваются различные аспекты Никольской агиографии, реконструируются традиции бытования литературных памятников о деяниях и чудесах святителя Николая и анализируется их историчность. В следующем разделе исследуются вопросы возникновения и дальнейшей судьбы гимнографических произведений, посвященных святителю Николаю, а также связанных с его именем литургических практик. Завершающий книгу искусствоведческий раздел посвящен изучению иконографии святителя Николая, начиная с древнейших и особо почитаемых византийских образов Мирликийского Чудотворца и заканчивая памятниками церковного искусства, происходящими из самых разных частей христианского мира. В основу издания легли материалы международной конференции в г. Бари (Италия) в 2007 г., состоявшейся по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Книга предназначена для специалистов по истории Церкви, христианской литературы и искусства, так и для более широкого круга читателей — почитателей святителя Николая.
Портрет Ахматовой в журнале "Лукоморье"
Статья посвящена критическому разбору новейших тенденций в изучении средневекового искусства в различных науках, так или иначе изучающих средневековую культуру, в частности в работах историка философии Оливье Бульнуа, историка искусства Жана Вирта и историка-антрополога Жерома Баше. В целях полемики предлагается ряд собственных наблюдений над конкретными памятниками и вскрываются сильные и слабые методологически стороны разработок французских коллег.
Сочинение Марциана Капеллы «Бракосочетание Филологии и Меркурия» (De nuptiis Philologiae et Mercurii), занимающее исключительно важное место в истории европейского образования и литературы, вместе с тем не слишком хорошо известно современному читателю и до относительно недавнего времени редко привлекало внимание серьезных исследователей, в том числе отечественных антиковедов и медиевистов. Предлагаемое вниманию читалей издание, призванное восполнить существующую лакуну в историко-филологической науке, представляет собой первый полный комментированный перевод на русский язык знаменитого сочинения, оказавшего значительное влияние на развитие европейской интеллектуальной культуры Средних веков и эпохи Возрождения. Книга адресована историкам, филологам, философам и всем интересующимся средневековой наукой и культурой.
Русский перевод седьмой книги энциклопедического сочинения Марциана Капеллы "Бракосочетание Филологии и Меркурия"
Статья посвящена отсылкам к образу гомеровского Полифема (и других подобных ему мифологических чудовищ) в сцене аристии центуриона Сцевы из VI книги «Гражданской войны» Лукана (а также в других местах поэмы). В интересе Лукана к этой теме предлагается видеть намек на аллегорические трактовки ослепления Полифема.
В статье предлагается новое истолкование символического замысла скульптурной декорации владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв. В основе замысла могло лежать видение Небесного храма, явленного пророку Иезекиилю, и связанный с ним иконный образ Горнего Иерусалима, сходящего с небес в конце времен. Видение Иезекииля и подробные комментарии к нему , известные в византийском мире, получили исключительное распространение на Латинском Западе в XII в. и могли быть известны на Руси от романских мастеров, строивших первые владимирские храмы. Своего рода образцами могли служить романские литургические сосуды, воплощавшие образ Небесного Иерусалима.
The article describes different ways of visual representation of princely entries in medieval cities and towns.
On the occasion of Doha being a cultural capital of the Middle East in 2010 and Istanbul being a cultural capital of Europe, Doha Orientalist museum is holding a symbolic exhibition “A Journey into the World of the Ottomans”, accompanied by a catalogue. Major part of the illustrated exhibition artworks are to come from the Orientalist museum own collection, the Rijksmuseum, as well as other major collections. The exhibition will bring together artists from the sixteenth century onwards, including Bernardino Campi, Jacopo Ligozzi, Nicolas Rycks, Jean-Baptiste Vanmour, Jean-Étienne Liotard, Antoine Ignace Melling, Francesco Hayez, John Frederick Lewis, Walter Gould, Alberto Pasini, Germain Fabius Brest, Oskar Kokoschka, Nikolai Kalmikoff, Vanessa Hodgkinson and Bas Princen. The artworks selected are to illustrate the history of the orientalism development from the sixteenth to twenty first century, which throughout the years shaped the image of the Ottoman world in Europe, covering different genres of orientalist art. - See more at: http://www.skira.net/a-journey-into-the-world-of-the-ottomans.html?___store=en&___from_store=default#sthash.V8N9Mye4.dpuf
В статье рассказывается, как шла подготовка к спектаклю "Борис Годунов" в Театре на Таганке. Как из кропотливой совместной работы режиссера и актеров постепенно вырастало здание спектакля. Приводятся стенограммы репетиций 1982 года - до вынужденного отъезда Юрия Петровича за границу.
Сборник является итогом прошедшей в Москве 6-9 октября 2015 года Первой международной конференции "Современное искусство Востока". В него вошли более 50 докладов участников, посвященных различным областям искусствознания: архитектуре, декоративно-прикладному и изобразительному искусствам, музыке, театру и кино разных направлений — как традиционных, так и актуальных для Восточного региона, а так же теоретические статьи и статьи, посвященные проблемам ориентализма в современном искусстве, как отечественном, так и западном. Издание будет интересно как специалистам, так и студентам, занимающимся изученим культуры и искусства стран Востока, а так же более широкому кругу читателей.
Статья посвящена формированию образа дореволюционной истории России на примере фильма Юрия Тарича «Крылья холопа» (1926). В первое пореволюционное десятилетие происходит отход от прежних стандартов в изображении отечественной истории и идёт поиск новых форм экранных репрезентаций событий прошлого. Хотя фильм наследует традиции изображения царя как убийцы и деспота, создатели – режиссёр Юрий Тарич и сценарист Виктор Шкловский – постарались передать на экране революционное понимание истории. В фильме прослеживается влияние исторической концепции М.Н. Покровского, и Шкловский в сценарии ввёл экономический элемент как основной двигатель сюжета.
Пришедшие в кинематограф деятели авангарда (Шкловский, в первую очередь, литературовед) на ходу придумывали правила сценарного ремесла и на практике поверяли границы возможностей кино. Целью сценария «Крылья холопа» было отойти от однобокого изображения Ивана Грозного и обусловить его действия экономическим базисом. Шкловский и Тарич развили идеи революционной переделки образа прошлого в экранизации «Капитанской дочки».
Статья освещает историю зарубежного проката «Крыльев холопа», останавливаясь на истории цензурных запретов и перемонтажа фильма для проката в США. Автор прослеживает в статье возможное влияние фильма «Крылья холопа» на «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна, которое в неявном виде присутствует как в художественном, так и в сюжетном плане.
Несмотря на успех и зарубежный прокат, фильм в визуальном плане был традиционным, реалистичным, и исследователями рассматривается, чаще всего, как пролог перед радикальной сменой отношения к Ивану Грозного в тридцатые годы. В статье показано, какими способами кинематографисты первого десятилетия после революции пользовались для работы историческим материалом.
В статье рассматривается малоизученный феномен – дизайн обложек официальных музыкальных дисков, выпускавшихся в советскую эпоху на монопольной фирме «Мелодия», а также так наз. «магнитоальбомов», который записывались для распространения среди неформальной молодежи.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.