?
Логическая операция транзитивности при принятии решений: междисциплинарная область изучения психологии и экономики
Психолого-экономические исследования. 2014. Т. 7. № 3-4. С. 37-47.
Пермогорский М. С.
Рассматривается проблема овладения математическими знаниями, в частности, логической операцией транзитивности. Отстаивается тезис о том, что владение этой операцией без объяснения границ её применимости приводит к ложному убеждению в её универсальности, что приводит к ошибкам при решении задач, на которое она не распространяется. Приводятся результаты эмпирического исследования, согласно которым в среднем до 70% людей допускают ошибки при решении «нетранзитивных» задач, поскольку неверно определяют эти отношения как транзитивные. Ставится задача изучения особенностей принятия решений в ситуациях, когда рациональными являются именно нетранзитивные предпочтения, а следование аксиоме транзитивности является нерациональным.
Ключевые слова: принятие решенийрешение задачtransitivityintransitivityтранзитивностьeffective decision making problem solving
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Пермогорский М. С., Поддьяков А. Н., Вопросы психологии 2014 № 2 С. 3-14
Рассматривается современное состояние проблемы принятия решений о превосходстве и предпочтительности одних альтернатив по сравнению с другими. Обсуждается нетранзитивность отношений превосходства: первый объект превосходит второй в определенном отношении (по определенному признаку), второй превосходит третий, а третий превосходит первый). Анализируются две широкие группы теорий, отражающие диаметрально противоположные взгляды на существование подобных отношений и рациональность нетранзитивных предпочтений. Доказывается, ...
Добавлено: 9 октября 2013 г.
Пермогорский М. С., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015
Рассматривается проблема овладения логическим приемами, в частности, правилом транзитивности. Проверяется предположение о существовании эффекта установки при решении задач на понимание транзитивности отношений, когда в результате обучения люди начинают применять правило транзитивности по отношению к ситуациям, на которые оно не распространяется. Результаты проведенного исследования показывают, что до 70% людей допускают ошибки при решении «нетранзитивных» задач (объективные ...
Добавлено: 4 сентября 2014 г.
Поддьяков А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2006 Т. 3 № 3 С. 88-111
В статье осуществляется междисциплинарный анализ транзитивности — нетранзитивности (переходности — непереходности) отношения превосходства: А превосходит В, В превосходит С, А превосходит (уступает) С. Доказывается, что принцип транзитивности не является универсальным: во множестве предметных областей и с помощью различных исследовательских методов показано, что аксиома транзитивности, справедливая при отсутствии взаимодействий между сравниваемыми объектами, перестает работать в более ...
Добавлено: 14 января 2014 г.
Разрабатывается и эмпирически проверяется теоретическая модель продуктивной аналогии, которая лучше соответствует процессам создания новых научных и технических идей, чем широко распространенная модель мышления по аналогии. Предполагается, что структура продуктивной аналогии включает (1) кодирование актуальной задачи: ее ключевых элементов и отношений между ними, (2) сканирование фоновой информации или долговременной памяти в поисках ситуаций или задач или ...
Добавлено: 19 сентября 2019 г.
Масленкова О. И., Мовчан Е. В., Вопросы психологии 2019 № 1 С. 134-144
Разрабатывается и эмпирически проверяется теоретическая модель продуктивной аналогии, которая лучше соответствует процессам создания новых научных и технических идей, чем широко распространенная модель мышления по аналогии. Предполагается, что структура продуктивной аналогии включает (1) кодирование актуальной задачи: ее ключевых элементов и отношений между ними, (2) сканирование фоновой информации или долговременной памяти в поисках ситуаций или задач или ...
Добавлено: 10 сентября 2019 г.
Пермогорский М. С., Поддьяков А. Н., Психологические исследования: электронный научный журнал 2014 Т. 7 № 37 С. 1-1
Рассматривается понимание отношений транзитивности-нетранзитивности превосходства (всегда ли, если первое превосходит второе по определенному признаку, а второе превосходит третье, то первое превосходит третье по указанному признаку) и овладение этими отношениями. Обосновывается тезис, что опора на правило транзитивности как на аксиому и использование в обучении только тех объектов и ситуаций, на которые распространяется это правило, может формировать ...
Добавлено: 3 ноября 2014 г.
Семенов И. Н., М. : Некоммерческий Научный Фонд «Институт развития им. Г.П.Щедровицкого», 2014
В книге профессора НИУ ВШЭ, Лауреата премии Президента РФ в области образования, академика АПСН, доктора психологических наук И.Н.Семенова впервые монографически изучаются проблемы развития российской психологии мышления и рефлексии в контексте взаимодействия этой инновацонной области человекознания с системодеятельностной методологией, разработанной под руководством Г.П.Щедровицкого участниками Московского методологического кружка (ММК). Идеи, принципы и технологии ММК служат методологическими средствами ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Погожина В. А., Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология 2015 № 4 С. 388-395
Описан дизайн исследования, направленного на создание полной обобщенной ориентировочной основы действия по анализу проблемной ситуации с целью дальнейшего преобразования проблемной ситуации в осознаваемую задачу. Обосновывается подход к построению универсальной модели анализа широкого спектра проблемных ситуаций, вне зависимости от контекста и предметного поля. Описана модель анализа проблемной ситуации, использующаяся в качестве основания разработки полной обобщенной ориентировки ...
Добавлено: 14 декабря 2015 г.
Шкурко А. В., Журнал социологии и социальной антропологии 2011 № 4 С. 41-57
В ряде социальных исследований подчеркивается ситуативная природа поведения и познания. Контингентность действия и мышления заставляет обращаться к окружению при объяснении поведения. Однако такой подход, объясняя ситуативную обусловленность поведения, не способен объяснить структурные особенности и распространенность самих ситуаций. Существование устойчивых социальных образований может быть представлено как множество связанных ситуаций, определяемых через противопоставление не агенту, а действию ...
Добавлено: 9 марта 2016 г.
Чумакова М. А., Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2009 Т. 77 № 9 С. 264-268
В работе ставится цель выявления интеллектуальных стратегий выбора из альтернатив в закрытых задачах и специфики интеллектуально-личностной регуляции этого выбора. В результате проведенного эмпирического исследования были идентифицированы две стратегии выбора: ориентация на разрешение ситуации неопределенности через поиск информации или незамедлительное принятие решения и стремление к сохранению ситуации неопределенности. Также в исследовании было показано, что практический интеллект ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Антонова Н. В., Иванова Н. Л., IAFOR Journal of Psychology and the Bahavioral Sciences 2016 Vol. 2 No. 2 P. 47-64
The article describes the results of the investigation which was conducted among adult Russian males and females. The purpose of the investigation was to describe the gender differences of identity and self-determination process. In this investigation we also confirmed our model of identity statuses which was elaborated on the base of Marcia’s model. Forty-five people ...
Добавлено: 17 сентября 2016 г.
Тюменева Ю. А., Вопросы психологии 2015 № 2 С. 21-31
Школьные математические задания с обыденным контекстом оказываются сложными для российских школьников, как показывают результаты исследования PISA. Являются ли эти трудности специфическими, связанными с особенностями именно этих заданий, или они носят более общий характер, но стали очевидными из-за необычности «обыденного» контекста этих заданий для российских школьников? В результате качественного анализа ошибок 60-ти учащихся 8-10 классов, показано, ...
Добавлено: 16 апреля 2015 г.
Alexander Poddiakov, Valsiner J., , in : Qualitative mathematics for the social sciences: Mathematical models for research on cultural dynamics. : NY, Abingdon : Routledge, 2013. Ch. 12. P. 343-391.
Часто предполагается, что одна из основ человеческой рациональности - логическое отношение транзитивности превосходства («если А превосходит В, а В превосходит С, то А превосходит С»). Но отношение транзитивности неадекватно при анализе системных и развивающихся объектов (явлений). Нетранзитивность обнаруживается в системах различного типа - от простых механических до мозга и общества. При их изучении требуется изменение ...
Добавлено: 27 декабря 2012 г.
Хачатурова М. Р., Кузьмичева Ж. Э., Психологическая наука и образование 2015 Т. 20 № 1 С. 38-48
Представлены результаты проверки гипотезы о влиянии аффективных, когнитивных и ситуативных факторов на принятие решений. Описан эксперимент, в котором был смоделирован процесс ведения переговоров с помощью «дилеммы заключенных» из теории игр. В исследовании приняло участие 150 испытуемых – 86 женщин и 64 мужчины, средний возраст – 20,6 лет. Результаты исследования показали, что положительные эмоции увеличивают вероятность ...
Добавлено: 1 июня 2015 г.
В коллективной монографии межкаферальной группы сотрудников и аспирантов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова представлены результаты цикла теоретико-эмпирических исследований функционирования динамических систем регуляции решений и выборов человека, раскрывающих классическую проблему единства интеллекта и аффекта на основе нового подхоа к пониманию человека как принимающего и преодолевающего условия неопределенности.
На основе современных исследовательских методов устанавливаются роль процессов принятия ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Происходящий в настоящее время синтез экономических наук, психологии и нейробиологии в рамках новой дисциплины – нейроэкономики, а также развитие новейших нейроимиджинговых методов обещают появление новой междисциплинарной модели, объясняющей механизмы принятия решений. Результаты нейроэкономических исследований демонстрируют, что принятие решений обусловлено работой относительно независимых нейрональных систем мозга, отобранных посредством естественного отбора. Взаимодействие «когнитивных» и «эмоциональных» нейрональных механизмов ...
Добавлено: 24 февраля 2014 г.
Базаров Т. Ю., Шевченко Ю. С., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2012 № 1 С. 106-114
В статье проводится обзор исследований, касающихся принятия решений в малых группах и групповой динамики в виртуальных группах (ВГ). Описан ряд феноменов, отличающих решение задач в ВГ от решения задач в реальных группах (РГ). Приводятся результаты исследования особенностей решения задачи в виртуальных группах, составленных из студентов факультета психологии МГУ. ...
Добавлено: 30 октября 2012 г.
Уточкин И. С., Психологический журнал 2010 Т. 31 № 3 С. 25-32
Рассматривается влияние дистрактора (стимула, который в определенный момент является нерелевантным и игнорируется) на эффективность решения задач. Показано, что в зависимости от условий задачи и связи с целевым стимулом любой дистрактор может давать два противоположных эффекта: отрицательный - интерференцию - и положительный - эффект избыточности. Приводится классификация эффектов дистрактора по одному из возможных оснований - источнику ...
Добавлено: 2 октября 2012 г.
Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Добавлено: 25 декабря 2017 г.
Чумакова М. А., Психологический журнал 2013 Т. 34 № 3 С. 119-125
Обсуждается развитие идей смысловой теории мышления О.К. Тихомирова в контексте исследо- вания процессов выбора и принятия решений. Обосновывается эвристичность и потенциал теории для решения ключевых исследовательских проблем данной области. Построена теоретическая модель интеллектуально-личностной регуляции выбора. Описываются результаты исследования, устанавливающие влияние процессов интеллектуально-личностной регуляции на разных этапах становления выбора как продуктивного решения. Выявлена структурирующая функция мотивации ...
Добавлено: 9 ноября 2015 г.
Базаров Т. Ю., Шевченко Ю. С., Мотивация и оплата труда 2012 № 1(29) С. 50-57
В статье проводится обзор исследований, касающихся принятия решений в малых группах и групповой динамики в виртуальных группах (ВГ). Описан ряд феноменов, отличающих решение задач в ВГ от решения задач в реальных группах (РГ). Приводятся результаты исследования особенностей решения задачи в виртуальных группах, составленных из студентов факультета психологии МГУ. ...
Добавлено: 15 февраля 2012 г.
Иванов М. В., Багратиони К. А., Психологическая наука и образование 2014 № 1 С. 284-297
В статье рассматривается научная проблема феномена «блуждающего разума» в междисциплинарном аспекте. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что «блуждающий разум» является причиной ошибок внимания при выполнении когнитивных заданий, как в лабораторных условиях, так и в профессиональной и повседневной деятельности. Отмечается роль «блуждающего разума» в моделировании личного психологического будущего. В рамках концептуальных воззрений Д. Канемана на природу ...
Добавлено: 1 ноября 2013 г.
Рассказова Е. И., Психологический журнал 2016 Т. 37 № 3 С. 39-49
Анализируются возможности теоретического подхода, рассматривающего выбор как несводимый к принятию решения. Делается акцент на психологическом содержании выбора. Показана важность учета как формальных, так и содержательных характеристик при классификации выбора в эмпирических исследованиях, развертывания выбора во времени, в том числе изменения выбора при негативной обратной связи - прямой (неуспех в достижении основной цели) и косвенной (неявный ...
Добавлено: 12 октября 2016 г.
Старосоцкая П. О., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 207-213
рецензия на книгу Р. Фрэнка о ключевой роли эмоций в принятии решений ...
Добавлено: 30 апреля 2019 г.