• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Г.Д. Гурвич: проект социологии права

В настоящей статье рассматриваются основные вехи жизненного пути известного русско-французского философа, правоведа и социолога Георгия Давидовича Гурвича и ключевые положения его научной концепции. Автор делает акцент на роли Гурвича в разработке методологии социологии права, на актуальности этого научного проекта для современных социолого-правовых исследований. Демонстрируется связь философско-правовых идей Гурвича с русским философским дискурсом и делается вывод о значимости изучения этих идей в виду продолжающейся интеграции российского теоретического правоведения в мировую науку о праве. Автор раскрывает основные понятия и схемы гурвичевской социологии права, включая концепты социабельности и социального права, вкратце характеризует методологические основания правовой концепции Гурвича. Эта концепция нацелена на преодоление методологического индивидуализма классической западноевропейской науки о праве Нового времени и в то же самое время старается избежать крайностей коллективизма, присущего философии права Античности и Востока. Другим направлением синтеза для Гурвича выступали кажущиеся противоположными друг другу методологические установки позитивизма и метафизики, оппозитность которых в социологии выливалась в конфликт эмпирических методов количественной социологии и абстрактных методов социальной философии. Этот конфликт в рамках своей социологии права Гурвич пытается преодолеть за счет разработки идеалреалистического метода, позволяющего обосновать интегративное видение права. Любой правопорядок вырабатывается обществом в процессе реализации ценностей, а право предстает как попытка реализовать коллективные ценности, прежде всего — ценность справедливости в рамках определенного социального порядка, залогом действенности которого являются нормативные факты, несущие в себе гарантию эффективности социального порядка, что выражается в легитимации этого порядка и фундирующих его ценностей на уровне индивидуального сознания. Именно нормативные факты служат тем звеном, в котором соединяются два измерения права: фактичность (переживания, отношения, действия) и нормативность (обязательность, императивность). В статье подчеркивается, что в своих философских основах социолого-правовое учение Гурвича опирается на традиции русской философии права. В этом заключается одна из основных научных заслуг мыслителя: с одной стороны, вводит русский философский дискурс в западный социально-философский дискурс и, с другой, создает методологические основы для дальнейшего осмысления и разработки связи между этими двумя дискурсами.