• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Prospects for the Northern Sea Route Development

International Journal of Transport Economics. 2015. Vol. 42. No. 4. P. 431-460.

В последние несколько лет наблюдается быстрый рост количество судов, проходящих по Северному морскому пути. В политических дискуссиях этот маршрут часто называют одним из наиболее перспективных в ближайшие десятилетия, а многие государства заявляют о планах участия в его освоении. Весте с тем, многочисленные работы, нацеленные на оценку затрат транспортировщиков, работающих на Северном морском пути, свидетельствует, что использование этого маршрута целесообразно лишь для небольшого сегмента морских перевозок. Данное исследование разрешает это противоречие, выделяя два аспекта использования маршрута: 1) текущую коммерческую эффективность, определяемую уровнем затрат транспортировщиком в сравнении с альтернативных маршрутов; 2) долгосрочные перспективы освоение маршрута, определяемые целым набором долгосрочных трендов, а также стратегическими интересами государств. Анализ этих двух аспектов осуществляется принципиально разными методами, а выводы могут быть разнонаправленными. В рамках данного исследования предложены общие рамки комплексного анализа перспектив использования СМП, предполагающие сочетание дух типов анализа.

Выявлено, что на настоящий момент СМП эффективен лишь для ограниченного спектра грузоперевозок – в первую очередь для транспортировки навалочных грузов в теплое время года из пунктов и в пункты, относительно малоудаленные от СМП. В долгосрочной перспективе эффективность СМП может возрасти под влиянием таких факторов, как дальнейшее таяние льдов, освоение российской Арктической зоны и развитие инфраструктуры СМП, возможное регулирование выбросов парниковых газов от международных морских перевозок, а также возрастание различных политических рисков на традиционных маршрутах между Европой и Азией. В то же время, возможное снижение цен на бункерное топливо, замедление роста европейско-азиатской торговли и приостановка ряда нефтегазовых проектов на российском арктическом шельфе, наоборот, сокращают возможности использования маршрута.