• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Социализация через неформальное образование : внеклассная деятельность российских школьников

Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-196.

В статье представлены результаты масштабного исследования по изучению объема услуг внеклассного и внешкольного образования и оценке потенциала учреждений дополнительного и неформального образования в решении задач социализации детей. Исследование проводилось методом анкетирования самих учащихся как потребителей услуг. Для опроса был разработан и апробирован новый инструмент, позволяющий детально описать разные аспекты внеклассной деятельности и ее связь с учебой и социально-психологическими характеристиками школьников. На большом статистическом материале (более 6 тысяч анкет школьников из нескольких регионов России) описано, каков охват детей разных возрастов внеклассными занятиями; какие виды занятий более популярны для тех или иных возрастных групп; в каком возрасте дети больше вовлечены в эту деятельность; причины неучастия во внеурочной деятельности; инфраструктура внеклассных занятий; относительная частота структурированных и неструктурированных занятий; связь между внеклассными занятиями и формированием самооценки, чувства принадлежности и удовлетворенности школой. Описаны возрастные и гендерные профили разных видов занятий; выявлены наиболее популярные виды занятий. Показано, что структурированная внеклассная деятельность, в отличие от неструктурированной, связана с повышенной самооценкой (как общей, так и адемической), чувством принадлежности к школе, удовлетворенностью школой.