Статья
Разработка сценарных условий долгосрочного развития региона
В статье излагается авторское обоснование целесообразности исзменения подхода к разработке сценарных условий развития региона.
Статья описывает формирование и реализацию японской государственной научной политики как национальной программы развития японского общества. Этот процесс рассматривается на протяжении 30 лет - с 1970 по 2000 годы, с периодизацией этапов - десятилетий. Анализ данного опыта имеет конкретное практическое значение для нашей страны, которая на всех уровнях власти провозгласила направление на развитие научного и информационного общества. Главную ценность этот процесс представляет с точки зрения планирования, стратегии, а также практик и технологий осуществления
В предисловии автором дается по всем вопросам, исследуемым в монографии. Особое внимание уделено федеральной государственной политике в сфере охоты и охотничьего хозяйства современного периода, региональной государственной политике в сфере охоты и охотничьего хозяйства, их взаимодействию, рассмотрению способов упорядочения деятельности охотников, сохранению лосей, бурых медведей, бобров и других полезных животных, предупреждению бешенства, распространению волков, бродячих кошек и собак.
В статье рассмотрена реализация «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» в рамках поддержки детей и матерей в ПФО. Анализируются основные демографические показатели и делается вывод относительно эффективности государственной политики в данной сфере.
Часть I посвящена систематическому освещению современного состояния науки государственного управления и политики (public administration and policy). Особое внимание уделяется политологическому анализу государственного управления и государственной политики, исследованию политической среды государственного управления. Анализируются современные теории и концепции: государственный менеджмент, теория политических сетей, синергетический и новый институциональный подходы к государственному управлению, «governance». Раскрываются особенности общественного сектора как сферы государственного управления, процессы формирования и содержание государственной политики; выделяются экономическая, социальная, национальная, экологическая и международная политика. Дается анализ бюрократии и современных проблем государственной службы. Предназначена специалистам в области политики и государственного управления; рекомендуется в качестве учебного пособия по специальностям и направлениям «политология» и «государственное и муниципальное управление».
Перемены, происходящие в инновационной сфере, ставят новые серьезные вызовы перед субъектами инновационной политики. Они вынуждены адаптировать свои стратегии к усиливающейся глобальной конкуренции, которая все в большей степени основывается на знаниях. Повышается необходимость синхронизации разных звеньев инновационного цикла: от коммерческой эксплуатации новых продуктов до долгосрочных инвестиций в радикальные инновации. Появляются новые формы комплементарного взаимодействия между бизнесом и государственным сектором науки. Для ведущих глобальных компаний поставщики сегодня играют беспрецедентно важную роль не только как источники, но и как соавторы инноваций. Как следствие, получила распространение концепция открытых инноваций, позволяющих преодолеть географические, институциональные и дисциплинарные барьеры. Новые подходы к управлению в рамках «парадигмы открытых инноваций» подразумевают ориентацию на результат вне зависимости от места создания инноваций и происхождения вложенных в них ресурсов, оптимизацию всех звеньев инновационного процесса, синхронизацию инновационных стратегий компании и ее внешних партнеров, совместное использование знаний посредством кооперации. Модель открытых инноваций нацелена на извлечение преимуществ из сетевого взаимодействия участниками, разных по масштабу и вида деятельности. В статье анализируется роль государственной политики в открытом инновационном процессе. Авторы приводят общие рекомендации о наборе мер стимулирования инновационной активности в бизнесе и государственном секторе науки. Среди них — усиление связи между фундаментальными и прикладными исследованиями, развитие сетевого взаимодействия, в том числе стратегических коллаборативных проектов, адресная поддержка малых и средних предприятий и т. п.
Рассмотрены причины кризиса монопрофильных поселений, возможности и существующие проблемы государственно-частного поселения для монопоселений. Приводится зарубежный опыт трансформации старопромышленных территорий, даны рекомендации по повышению эффективности государственной политики в отношении монопоселений.
В статье анализируются различные варианты миграционной политики, реализованные в странах Северной Америки и Западной Европы. Сжато рассматривается опыт разработки и реализации миграционной политики в современной России. На основе анализа предлагаются рекомендации по оптимизации миграционной политики.
This paper represents an initial report on findings for a study aimed at analyzing several key aspects of middle class development in the Russian regions (subjects of Federation - oblasts, krays, autonomous republics), namely: Federal and regional government programs to stimulate the growth of the middle class (content, tools of implementation, effectiveness); Behavioral strategies and economic behavior (consumption patterns propensity to save, investment) of different sections of Russian middle class; Middle class value orientation and political preferences (including preferences for democracy).
Монография посвящена проблемам конкурентоспособности российских промышленных предприятий. Впервые в отечественной экономической литературе вводится в научный оборот эконометрическая оценка конкурентоспособности фирмы на основе эмпирических данных уникального опроса более 1000 крупных и средних предприятий обрабатывающей промышленности. Опрос был проведен в рамках партнерского проекта ГУ-ВШЭ и Всемирного Банка при финансовой поддержке Министерства экономического развития и торговли. Основная содержательная часть книги анализирует внешние для предприятия и внутренние факторы, которые, как предсказывает теория, должны влиять на производительность и другие показатели конкурентоспособности. В частности, изучено влияние конкуренции и структуры рынков; технологического уровня и инновационного поведения; качества менеджмента и структуры собственности; состояния рынка труда и управления персоналом на уровне предприятия; инвестиционного климата и государственных институтов. Кроме того, показаны агломерационные эффекты и влияние размещения предприятий на их производительность. Заключительная глава предлагает оценку эффективности государственных мер промышленной политики и "меню" политик, ориентированных на управление конкурентоспособностью разных групп предприятий.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.