Статья
Периодизации исторического процесса и выделение раннего нового времени как самостоятельного периода
Периодизация исторического процесса задает определенную шкалу и масштаб для сравнения обществ и выяснения уровня их развития в определенный период. В основу такой периодизации могут быть положены крупнейшие технологические изменения – производственные революции (аграрная, промышленная, научно-информационная). Промышленная революция может быть разделена на два этапа: начало первого этапа (ранняя промышленная революция) датируется XV–XVI в., начало второго этапа – 1730–60-ми годами (промышленный переворот). Таким образом, раннее Новое время (конец XV–конец XVIII вв.) является периодом, в течение которого совершаются оба этапа промышленной революции, то есть этот период можно рассматривать как имеющий внутреннюю цельность и структуру с точки зрения теории периодизации исторического процесса.
Данный сборник научных статей преподавателей и аспирантов Исторического факультета ПСТГУ посвящен 80-летию заведующего кафедрой всеобщей истории доктора исторических наук, профессора Д.В. Деопика и 20-летию университета. Первый раздел "Исторический текст между прошлым и настоящим" начинается размышлениями профессора Д.В. Деопика об историческом процессе; в него вошли работы по церковной, политической истории, а также по истории культуры России, Европы и Азии. Статьи раздела "Светильник горящий": Церковь и духовное просвещение в синодальную эпоху" посвящены истории общественной мысли, церковной и социальной истории России. В раздел "На перекрестках судем и эпох": война, реформы и русское общество в имперской России" вошли работы по истории внешней и внутренней политики России, связанные темой военного времени.
Издание адресовано специалистам-историкам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей.
Современный мир (Мир-Система) переживает бурный период изменений, трансформаций и реконфигураций. Понять причины и направленность этих изменений - важнейшая задача общественной науки. Исторические и современные события показывают, что циклы, порождающие ловушки и кризисы, яыляются важнейшей формой движения социальной эволюции. Существуют разные типы ловущек исторического процесса. Типичными являются мальтузианская, связанная с ограниченностью экологической среды, когда демографический рост в обществах опережает рост пищевых ресурсов, и постмальтузианские ловушки, возникающие в связи с быстрыми изменениями в модернизирующихся обществах.
Настоящий ежегодник серии "История и математика" посвящен анализу и моделям попадания и выхода из мальтузианских ловушек, ряду других ловушек (таких как дефляционная), а также социально-демографическим процессам. В нем также представлены статьи, в которых даны некоторые примеры использования количественных методов и различных формальных теорий для исследования исторических и современных процессов. Многие статьи включают в себя прогнозы на ближайшее и отдаленное будущее.
Ежегодник будет полезен как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся использованием точных методов в исторических исследованиях.
Монография под общим названием «Государство и исторический процесс» состоит из трех книг, в которых анализируется много важных проблем. Центральной частью монографии являются темы, связанные с государством и соотношением развития государства и исторического процесса в целом: от глубокой древности до сегодняшней эпохи, включая процесс глобализации,анализ направлений развития современного государства и причины экономического кризиса.
Во второй книге, названной «Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому», дается глубокий анализ процессов зарождения, формирования и развития государственности от самых древних периодов до современности. Подробно и с привлечением большого исторического и этнографического материала исследуются ранние (архаические) государства в сравнении с политиями особого типа – аналогами раннего государства , которые долгое время составляли конкуренцию государствам. Концепция аналогов раннего государства является важным вкладом автора в теорию политической антропологии. Другим важным вкладом в теорию является концепция стадий эволюции государства: раннее государство - развитое государство - зрелое государство. Характеристики и особенности каждой стадии показываются в этой книге на большом количестве фактического материала. Всемирно известный антрополог Хенри Й. М. Классен считает, что «модель аналогов раннего государства является хорошим дополнением к эволюционной теории», а концепция раннее - развитое - зрелое государство «закрывает серьезный пробел в теории эволюции государственности».
Данное исследование представляет собой соотнесение археологической и исторической периодизации истории древнекитайского царства Цинь. Соотнесение периодизаций послужит инструментом для помещения археологической информации в контекст письменных памятников и, наоборот, поиска подтверждения или опровежения данных письменных памятников в археологической информации.
Автор рассуждает о целесообразности и взаимной обусловленности эволюционных изменений и в природе, и в социуме. В статье выделены три важнейших фактора эволюции, до сих пор не оцененных по достоинству исследователями. Это случайность, фактор стечения обстоятельств и фактор ускорения социальной эволюции.
Методы исторического исследования традиционно делятся на две большие группы: общие методы научного исследования и специальные исторические методы. Однако нужно иметь в виду, что подобное деление в некоторой степени условно. Например, так называемый «исторический» метод используется не только историками, но и представителями самых различных естественных и общественных наук.
В статье рассматриваются механизмы распространения инноваций в России в конце ХIХ – начале ХХ веков в период промышленной революции. Инновационные процессы обеспечивались в этот период рядом общественных институтов, среди которых можно назвать общественные объединения, специализированные журналы и газеты, многочисленные выставки промышленных и сельскохозяйственных товаров. Именно эти механизмы, возникшие из недр формирующегося гражданского общества, постепенно становясь общественными институтами, сопровождали промышленный переворот в России на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Для глубокого понимания глобальных процессов совершенно недостаточно феноменологии, то есть описания наблюдаемых явлений, а необходимы объяснительные теории. В статье представлена одна из таких новых объяснительных концепций, имеющая ценность при анализе причин и направленности глобальных сдвигов в историческом процессе, – теория производственных революций. В статье показываются возможности использования этой теории для объяснения логики взаимосвязи между технологическими макросдвигами, крупными изменениями в структуре общества и качественным ростом масштабов (глобальности) процессов, связей, явлений в рамках Мир-Системы. Особое внимание уделено взаимосвязи результатов последней – научно-информационной – революции с процессами глобализации. На основе теории производственных революций сделаны определенные прогнозы на будущее.
Статья посвящена неразработанной проблеме севернопричерноморской эпиграфики — ранневизантийской палеографии региона. На основании всех известных памятников автор выделяет две региональные школы: херсонскую и боспорскую, и анализирует их эволюцию. Результаты анализа могут стать основанием для палеографической датировки новых надписей.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статья посвящена критике двух работ, претендующих на то, чтобы стать введением в агиографию: выпущенного издательством ПСТГУ курса лекций Е. Н. Никулиной по предмету «Агиология», а также опубликованной издательством «AXIOMA» книги В. М. Лурье «Введение в критическую агиографию». На ряде мест показывается научная несостоятельность обеих работ.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.