Статья
Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города
В статье рассматривается эмоционально-практическая привязанность к району Китай-город трех категорий москвичей: 1) жителей района, 2) экскурсоводов, которые проводят экскурсии по району, 3) москвичей, которые иногда проводят там время. В связи с наблюдаемыми транзитными практиками пользования этим пространством поднимается вопрос о существовании и устройстве локальных смысловых комплексов — мест.
Понимая под изучением городской среды фокус на взаимосвязи между человеком и местами, автор обращается к исследованиям образа города с помощью ментальных карт. Имея в виду, что ментальные карты как инструмент сбора данных требуют формализованных и теоретически обоснованных методов анализа, автор ориентируется на метод сетевого анализа в пространстве — space syntax. На разных этапах исследования использовались методы наблюдения, gps-tracking, социального и ментального картографирования. Были получены разнящиеся описания одних и тех же городских пространств представителями трех категорий информантов (жителями района, экскурсоводами и москвичами, иногда проводящими время в районе) и сделан вывод о пространственной упорядоченности и смысловой организации мест их привязанности.
Значимость полученных результатов заключается в методических разработках в сфере работы с городским опытом, а также в подготовке информационной базы для обоснования и согласования возможных градостроительных и планировочных проектов на данной территории.
Les Roberts’ objective in Film, Mobility and Urban Space is to describe cinematic representations of Liverpool that result from the diversity of mobilities that form its cultural and spatial image. One may find two different interpretations for “mobility” in the book. The first one deals with “the ways in which film is located and embedded in the historical geography of the city” (6), and it therefore gives an overview of cinematic representations of mobility sites in the city (e.g. Liverpool Inner Motorway). The second interpretation explores “how ideas of the ‘city-in-film’ inform the wider geographical imagination of cities” (6) and refers to mobility inspired by cinematic images (e.g. tourism). This twofold interpretation allows Roberts to work on both cinematic and spatial geographies of the city, but at the same time to claim theoretical and methodological insights. It is the latter that I would like to outline in this review.
В статье рассказывается о том, как в парке Царицыно после его реконструкции формируются маршруты посетителей - в наиболее туристической, "исторической" части парка и на отдаленных от центра территориях. Кроме этого, рассмотривается, какие посетители предпочитает те или иные маршруты, а также какой опыт пространства они при этом получают (или в каких режимах посетители осваивают парк). В статье выделяются такие режимы, как "публичное потребление видов", "романтический туристический взгляд" и "экзистенциальный" режим.
Городские исследования — нередкий в современной науке пример междисциплинарного знания, частью которого является и социология. В своей статье автор обращается кк городским исследованиям (Urban Studies) и поговорить о том, как опыт рефлексии отдельных предметных областей может не только подвергать пересмотру существующие социологические каноны, задавая неудобные вопросы (что в принципе является стандартной аналитической процедурой), но и обогащать, расширять методические возможности социологии. Кроме того, важно задаться вопросом: насколько успешно методы и аналитические сценарии других подходов могут быть инкорпорированы социологией.
Москва: курс на полицентричность. Оценка эффектов градостроительных проектов на полицентрическое развитие Москвы
В исследовании произведена оценка полицентричности Москвы, а также проиллюстрирован процесс формирования значимых зон концентрации активности, которые и формируют полицентрическую структуру города. Помимо центральной части города, выявлено большое количество значимых центров притяжения на периферии.
Определены отличительные характеристики выявленных центров притяжения. Эти характеристики объясняют как "успех" этих территорий – продолжительное сохранение статуса значимого центра, так и иллюстрируют результат этого "успеха". В частности, возникновение наиболее значимых из выявленных центров притяжения в городе обусловлено их выгодным расположением в городе с точки зрения транспортной доступности (это касается не только территорий, расположенных в геометрическом центре города). Как следствие, эти центры наиболее устойчивы, привлекают заметно большее количество людей, для них характерны более высокие ставки аренды недвижимости.
Развитие объектов сферы услуг за последние 10 лет показало тенденцию к концентрации в уже существующих центрах притяжения и, соответственно, способствуют их дальнейшему усилению,тем самым структурируя городскую ткань. В то же время, на территориях, находящихся вдали от таких центров, наблюдается недостаток центрообразующей активности – на данный момент ее недостаточно для формирования центров там, где в них есть потребность.
В рамках исследования продемонстрирован подход к оценке центров притяжения как взаимосвязанной системы, баланс внутри которой изменяется в зависимости от действия всего множества акторов в городе. Разработанная модель является прототипом инструмента, который мог бы стать частью системы принятия решений и встроен в документы территориального планирования. Продемонстрированный подход к ретроспективному анализу полицентрической структуры города может быть использован для моделирования будущих эффектов с учетом разрабатываемых планов и проектов.
Сборник включает работы победителей конкурса эссе и проектов МИСКП.
сборник тезисов конференции
Статья входит в большой цикл исследований автора по регионоведению и ментальной географии Российской империи. Военные действия на собственной территории оказывают сильное и долгосрочное влияние на формирование пространственных представлений. Крымская война, эпицентр которой находился в Новороссии, способствовала включению этой сравнительно недавно присоединенной территории в ментальные карты в качестве русского пространства. В этой связи анализируется становление новой символической географии. В статье рассматривается патриотическая пропаганда, делавшая акцент на единстве различных частей империи. Особое внимание уделено государственному ополчению, участники которого – дворяне и простолюдины - в процессе своего движения к театру военных действий получили уникальную возможность познакомиться с рядом регионов. Для выходцев из Центральной России ощутимой оказалась граница с Малороссией. Показано восприятие ополченцами еврейского населения черты оседлости, в том числе задолго до погромов зафиксированы проявления ксенофобии. Хотя, как показано в статье, во время войны у властей было немало оснований опасаться сепаратизма, в конечном счете возобладало убеждение в том, что имперская конструкция России выдержала проверку на прочность и расчеты врагов не оправдались. Подобный вывод из опыта проигранной войны имел своим следствием то, что в программу реформ преобразование империи включено не было. В статье использованы неопубликованные документы, в том числе хранящиеся в киевском архиве. Исследование выполнено в рамках самого крупного за последнее время международного проекта, посвященного изучению Крымской войны. Благодаря публикации в английском переводе в авторитетном американском издании, имеющем широкое распространение, оно сделалось доступным большой аудитории.
Статья входит в большой цикл исследований автора по регионоведению и ментальной географии Российской империи. Военные действия на собственной территории оказывают сильное и долгосрочное влияние на формирование пространственных представлений. Крымская война, эпицентр которой находился в Новороссии, способствовала включению этой сравнительно недавно присоединенной территории в ментальные карты в качестве русского пространства. В этой связи анализируется становление новой символической географии. В статье рассматривается патриотическая пропаганда, делавшая акцент на единстве различных частей империи. Особое внимание уделено государственному ополчению, участники которого – дворяне и простолюдины - в процессе своего движения к театру военных действий получили уникальную возможность познакомиться с рядом регионов. Для выходцев из Центральной России ощутимой оказалась граница с Малороссией. Показано восприятие ополченцами еврейского населения черты оседлости, в том числе задолго до погромов зафиксированы проявления ксенофобии. Хотя, как показано в статье, во время войны у властей было немало оснований опасаться сепаратизма, в конечном счете возобладало убеждение в том, что имперская конструкция России выдержала проверку на прочность и расчеты врагов не оправдались. Подобный вывод из опыта проигранной войны имел своим следствием то, что в программу реформ преобразование империи включено не было. В статье использованы неопубликованные документы, в том числе хранящиеся в киевском архиве. Исследование выполнено в рамках самого крупного за последнее время международного проекта, посвященного изучению Крымской войны. Оно издано также в США в переводе на английский язык.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.