Статья
Интервью с Валентином Гефтером об "Апологии человека слабого"
Письмо Бухарина Сталину, которое легло в основу этого текста, датировано 10 декабря 1937 года. Это не только апофеоз Большого террора. 10 декабря — это дата Всеобщей декларации прав человека, которая была подписана через 10 лет, в 1948 году и которая была выбрана Михаилом Яковлевичем для первой публикации в журнале «Российская провинция». Случайно, конечно, он не подбирал по дате, но интересно, как попадают эти документы в один и тот же день, который теперь стал Всемирным днем прав человека. Следующий момент, на который хочется обратить внимание читателя, это упоминание романа Артура Кёстлера «Слепящая тьма» и то, как судьба этого писателя, марксиста и европейского левого, накладывается на судьбу его героя Николая Рубашова, прототипом которого послужил Николай Бухарин.
В главе с использованием архивных материалов раскрывается история исследований и преподавания в области статистики в условиях политических репрессий (на примере экономического факультета Ленинградского государственного университета конца 1940-х – нач. 50-х гг.).
Данное издание ставит целью выявить основные системные риски развития центральноазиатских государств. Рассматриваются вопросы национального строительства и построения государств в Центральной Азии в XX веке. Системным образом рассматриваются тенденции и механизмы современного социально-экономического, демографического и политического развития в странах Центральной Азии. Особое внимание уделяется исследованию рисков социально-политической дестабилизации в регионе в контексте событий Арабской весны 2011 г., продемонстрировавшей кризис авторитарных режимов. В мониторинге также дается впервые представлена методика оценка текущего состояния и прогноза социальной нестабильности в Центральной Азии, подготовленная на основе факторов Арабской весны.
Мы надеемся, что данный выпуск мониторинга будет интересен как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся современными тенденциями и рисками развития государств Центральной Азии.
В статье сопоставляются два самых значимых тоталитарных режима прошедшего века - что и в них общего и каковы отличия? Были ли это противоборствующие системы или стороны одной медали? Какую роль сыграл каждый из них в мировой истории?
Представлена широкая историческая реконструкция повседневной жизни советской провинции в 1950-е годы. На основании разнообразных источников восстановлены ключевые изменения жизненного мира советского человека эпохи "оттепели".
В работе объясняется поведение отдельных бюро в условиях тоталитарной диктатуры советского типа при наличии командной экономики. Доказано, что плановые показатели в советской экономике устанавливались в результате закулисных переговоров различных заинтересованных сторон. Таким образом, бюрократы, как рациональные экономические агенты, минимизирующие риск и усилия, должны быть заинтересованы в снижении плановых показателей, тем не менее, в ряде случаев наблюдалось их повышение. В качестве примеров поведения подобного рода можно привести массовые репрессии в тоталитарных диктатурах, а также излишняя эксплуатация административного ресурса на выборах в квази-демократических режимах с популярным лидером. В данной работе мы приводим простую координационную модель взаимодействия диктатора с подчиненными ему бюрократами, которая позволит объяснить данную парадоксальную ситуацию.
История науки неотделима от истории общества. В XX веке социальные потрясения повлияли на развитие гуманитарных наук. В этом отношении жизнь Афанасия Матвеевича Селищева демонстрирует удивительный пример того, как кабинетный учёный пытался встать вне политики, но разрушительная сила эпохи взломала его замкнутый мир.
В статье анализируется сущность и механизмы советского строя. Автор рассматривает "ленинский" и "сталинской" периоды как две стадии единого процесса с общими глубинными социально-этическими и социально-психологическими основаниями. Обозначены рамки существование основных групп населения страны: новой "элиты", интеллигенции, крестьянства, рабочих. Фундаментом могущества системы, просуществовавшей десятки лет, автор считает машину террора, за период сталинизма перемоловшую миллионы человеческих жизней.
В работе анализируется вклад Ф. Хайека в возрождение идей либерализма в 20 веке.
Статья посвящена реконструкции истории левой оппозиции г. Перми во второй половине 20-х гг. В центре внимания подпольная организация большевиков-ленинцев, ее деятельность и участники. Показана специфика деятельности сторонников Л.Д. Троцкого в провинции.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.