• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Советская музыка как объект сталинской культурной политики

Логос. 2014. № 2 (98). С. 123-155.

В статье анализируется становление языка сталинской культурной политики на материале музыкально-идеологического дискурса 1920-х — 1950-х годов. Автор предпринимает попытку дистанцироваться от ждановского нарратива о борьбе двух направлений в советской музыке, до сих пор доминирующего в историко-музыковедческих исследованиях. Идеологические определения, используемые для характеристики композиторского творчества, — такие, как «формализм», «натурализм», «реакционность», «космополитизм», «правдивость», «искренность», «простота», «народность», «партийность», — интерпретируются в новой, этической перспективе. Показано, что обвинения в формализме со стороны музыкальных идеологов — от РАПМ до Жданова и его последователей — в действительности апеллируют к парадоксальной этической норме, главным признаком следования которой является непоколебимая внутренняя уверенность композитора в том, что он ей следует. Имеет значение не следование норме само по себе, но отношение композитора к следованию норме и к отступлению от нормы. Именно это отношение конституирует композиторский этос.