• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Как инвесторы-любители принимают решения об инвестициях. Рецензия на книгу: Harrington B. 2008. Pop Finance: Investment Clubs and the New Investor Populism. Princeton: Princeton University Press

Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 5. С. 159-170.

В работе представлена рецензия на книгу Б. Харрингтон «Pop Finance: Investment Clubs and the New Investor Populism» («Поп-финансы: инвестиционные клубы и новый инвестиционный популизм») об инвестиционных клубах, получивших популярность в США в 1990-х гг. Инвестиционные клубы позволили привлечь на рынок акций массового инвестора. В начале рецензии рассматривается природа инвестиционных клубов, их значение для экономики США в 1990-х гг. и причины, по которым многие американцы стали участниками таких клубов. Ещё один сюжет, к которому об- ращается автор рецензируемой книги, — принятие решений на фондовом рынке в условиях избыточной информации. Инвесторы ориентируются на ментальные карты, являющиеся отражением их социальной идентичности. В результате в инвестиционных клубах решения о приобретении ак- ций опосредуется не только финансовыми показателями, но и собственной идентичностью инвесторов, что ставит под вопрос рациональность экономического действия. Помимо этого в книге обсуждаются причины, по которым клубы, состоящие одновременно из мужчин и женщин, оказыва- ются успешнее с точки зрения экономических показателей, по сравнению с клубами, состоящими только из мужчин или только из женщин. Также ав- тором книги анализируется проблема того, как социальные связи внутри групп оказывают влияние на процесс инвестирования и к каким финансовым результатам это может привести. В заключении рецензии поднимаются вопросы о том, какова судьба инвестиционных клубов в настоящее время, после финансового кризиса 2008 г., и как можно проинтерпретировать ситуацию на российском фондовом рынке, используя идеи, предложенные в рецензируемой книге. Российский фондовый рынок характеризуется значи- тельно меньшими масштабами участия физических лиц в инвестиционной деятельности, тем не менее и в российской действительности находятся примеры, показывающие влияние социальной идентичности инвестора на его решения.