• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Роль социального научения при разрешении конфликтных ситуаций между сверстниками в подростковой среде

Психология и школа. 2013. № 1. С. 76-94.
Хачатурова М. Р., Лытаева О. Е.

Статья посвящена роли социального научения при разрешении конфликтов, которые возникают между сверстниками в подростковом возрасте. В исследовании проверяется гипотеза о том, что социальное научение повышает вероятность изменения стратегии поведения в процессе разрешения межличностного конфликта между подростками. В проведенном эксперименте приняло участие 124 испытуемых, 70 юношей и 54 девушки в возрасте от 13 до 14 лет. Кроме экспериментального воздействия в исследовании были также использованы методика К.Томаса для диагностики стиля поведения личности в конфликте и социометрическая методика Д.Морено. Полученные результаты показали, что в подростковом возрасте наличие положительного образца для подражания - «значимого другого», реализующего стратегию сотрудничества в процессе разрешения конфликта, повышает вероятность изменения стратегии поведения для более конструктивного исхода разрешения конфликтной ситуации. Он является наиболее значимым и чаще применяется в случае повторного возникновения ситуации межличностного конфликта. В то же время, «значимый другой», демонстрирующий стратегию конфронтации, не провоцирует подростков использовать отрицательную модель поведения, то есть выбирать стратегии соперничества и игнорирования при разрешении межличностных конфликтов со своими сверстниками.