?
Участие граждан в противодействии коррупции
Высшая школа экономики
,
2013.
№ WP14/2013/02.
Исследование посвящено проблематике участия граждан в реализации антикоррупционной политики, в предупреждении и противодействии коррупции, которое возможно только при условии, что в государстве реально существует подотчетность публичной власти обществу и действует общественный контроль ее деятельности. Рассмотрен механизм политического контроля, основой которого служит сменяемость высших должностных лиц государства по результатам политической конкуренции партий на свободных и честных выборах. Проанализированы методы и этапы реализации гражданского контроля, для осуществления которого требуется достаточная открытость и прозрачность деятельности системы публичной власти. Показано, что движущей силой гражданского контроля служит позиция и активность самих граждан. Определены возможные направления практического приложения гражданской активности в противодействии коррупции и примеры реализации такого противодействия в современных российских условиях.
Ключевые слова: прозрачностьподотчетностьtransparencyгражданская активностьanti-corruption strategypolitical and civil controlpublic accountabilitycitizens’ activityантикоррупционная стратегияполитический и гражданский контроль
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Волкова О. Н., Экономический анализ: теория и практика 2014 № 31 С. 13-22
В статье проведен анализ проявлений прозрачности и подотчетности в российской академической среде в течение последнего десятилетия. Показано, что основными инструментами внедрения идеи прозрачности стали квантификация и наукометрия, обсуждаются конкретные проявления этих практик. Выявлены два основных направления развития технологий прозрачности в образовании: «сколько платить» и «за что платить». Отмечается дефицит понимания конечных целей реформ и имитационный ...
Добавлено: 25 августа 2014 г.
Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е., Вопросы государственного и муниципального управления 2014 № 1 С. 127-148
В статье в контексте эволюции реформ рассматривается новая парадигма госу
дарственного управления – «открытое государственное управление», определяется само
понятие открытости государственного управления, анализируется международный
опыт внедрения и оценки открытости.
Цель статьи – предложить новый концептуальный взгляд на перспективы даль
нейшего реформирования системы государственного управления в России на основе
принципов и ценностей открытости.
Структура статьи обусловлена поставленной авторами задачей обосновать не
обходимость перехода в ...
Добавлено: 20 октября 2014 г.
Стырин Е. М., / ИГиМУ НИУ ВШЭ. Серия Серия WP8 "Государственное и муниципальное управление". 2013.
В работе рассматривается международный опыт использования инструментов и механиз- мов открытости в государственном управлении. Проанализированы нормативно-правовые, ин- ституциональные и организационные аспекты в создании инфраструктуры открытости и транс- формации системы государственного управления на основе принципов открытости: доступа к информации, вовлечения граждан, прозрачности и подотчетности системы государственного управления. ...
Добавлено: 25 февраля 2014 г.
Ларионова М. В., , in : The G20 Cannes Summit 2011: A New way Forward. : L. : Newsdesk Publishing, 2011. P. 255-256.
Accountability and transparency are important elements in ensuring that the G20 is delivering on its commitments, but few formal mechanisms exist for holding member countries answerable for their decisions and the subsequent effects. ...
Добавлено: 12 апреля 2013 г.
Волкова О. Н., Вопросы экономики 2015 № 2 С. 142-148
В статье проанализированы практики прозрачности и подотчетности в экономике. Показано, что в результате широкого применения этих практик обнаруживаются серьезные различия между реальностью и (само)репрезентацией реальности («картинкой»), последняя становится самоцелью. Автор приходит к выводу, что это вызвано сменой парадигм доверия, когда от доверия авторитетам общество перешло к доверию процедурам и стандартам. ...
Добавлено: 3 февраля 2015 г.
Афанасьева О. В., Вопросы государственного и муниципального управления 2012 № 3 С. 159-172
В статье доступ к информации рассматривается как: а) глобальная тенденция в реформировании социальных и государственных институтов на основе открытости; б) новый публично-правовой институт, развивающий и гарантирующий в современных условиях принцип гласности публичного права; в) институт, необходимый для консолидации и развития национального государства. ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Волкова О. Н., Общество и экономика 2016 № 2 С. 66-81
Показано, каким образом прозрачность проявляется в практиках власти, управления финансами, организации контроля в социально-экономических системах: посредством квантификации, объективизации, стандартизации, процедур контроля и аудита. Систе- матизированы основные достоинства и дисфункции механизмов прозрачности в обще- стве. Обсуждаются наиболее серьезные дисфункции механизмов прозрачности. ...
Добавлено: 26 мая 2016 г.
Волкова О. Н., Ректор ВУЗа 2016 № 8 С. 40-48
В статье сделана попытка ответа на вопросы: что означают концепты прозрачности и подотчётности применительно к академической сфере, в каких формах они реализуются и к чему это может вести? Означает ли рост прозрачности в академической среде действительную объективность в оценках результативности? И ведёт ли он к росту доверия общества по отношению к институтам высшего образования, науки ...
Добавлено: 7 сентября 2016 г.
Рашидов О. Ш., В кн. : Государство и право в изменяющемся мире: правовая система в условиях информатизации общества. : Н. Новгород : Издательство "Автор", 2019. – 564 с., 2019.
Электронный аукцион, как один из относительно новых способов размещения закупок, имеет как положительные стороны, так и недостатки. В статье кратко рассматривается перспектива распространения правил электронных торгов и на другие способы размещения заказов ...
Добавлено: 11 февраля 2020 г.
NY : ACM, 2015
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Королев А. Н., Critical Review: A Journal of Politics and Society 2015 Vol. 27 No. 1 P. 23-48
One of the central claims of democratic theory is that the institutional features of democracy systematically cause government to respond to the people's needs. In fact, however, democracy might logically be expected to be especially responsive only to the people's desires, not their needs. Responses to people's objective needs can be substantially different from responses ...
Добавлено: 14 февраля 2015 г.
Воробьев А. Н., Политическая наука 2014 № 3 С. 60-84
Функционирование демократического политического режима опирается на ряд параметров, конфигурация которых обуславливает его сущностные характеристики. Одним из значимых параметров является подотчетность, которая в свою очередь способна повысить качество демократии и политических решений. В предлагаемой статье автор подходит к изучению подотчетности в посткоммунистических странах, и, на основе критики существующих исследований, выстраивает концептуальные рамки для анализа данного явления, ...
Добавлено: 30 октября 2013 г.
Андриевская И. К., Семенова М. В., / Высшая школа экономики. Series FE "Financial Economics". 2014. No. 35.
There seems to be a consensus among regulators and scholars that in order to improve the functioning of a banking system and to stimulate bank competition, it is necessary to raise the level of bank information transparency. However, empirical studies which examine the determinants of competition in the financial sector, the effect of competition on ...
Добавлено: 13 октября 2014 г.
Ильин М. В., Убоженко И. В., Воробьев А. Н. и др., / Высшая школа экономики. Серия WP14 "Политическая теория и политический анализ". 2014.
И индивидуальное, и общепринятое восприятие концепта подотчётности, включая его представление и интерпретацию в двуязычном академическом корпусе, влияет на процесс «конструирования» и актуализации современной политической реальности. Проведенный анализ позволил выявить, что существуют устойчивые ассоциативные связи между крайне важным, но все еще не вполне очерченным смысловым значением термина «подотчётность» и такими ядерными семантическими полями, как «требовать отчёта ...
Добавлено: 31 января 2015 г.
Барсамова А. А., Галицкая Е. Г., Иванова И. И. и др., М. : Фонд Общественное Мнение, 2012
Весной – осенью 2012 года Фонд Общественное Мнение вместе с командой исследователей, работавших на добровольческих началах, провел масштабное исследование «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». Повсюду в мире добровольчество становится мощным ресурсом включения людей, и прежде всего молодежи, в профессиональную и общественную деятельность и фактором формирования гражданской ответственности. Массовые общественные инициативы последнего времени ...
Добавлено: 22 ноября 2015 г.
Ткаченко А. В., Яковлев А. А., Демидова О. А. и др., Российский журнал менеджмента 2014 Т. 12 № 4 С. 29-54
В статье анализируется влияние двух реформ, связанных с повышением прозрачности закупок и перехом к гибкому регулированию, на показатели закупочной деятельности крупного государственного университета (НИУ ВШЭ) в период с 2008 по 2012 г. Рассматриваются эффекты двух существенных изменений в системе регулирования закупок: перехода на электронные площадки при проведении аукционов и принятия собственного Положения о закупках изучаемой ...
Добавлено: 4 февраля 2015 г.
Волкова О. Н., Журнал Новой экономической ассоциации 2016 № 1 (29) С. 54-82
Связь культуры с экономическим развитием в последние годы вызы- вает заметный интерес в научном сообществе, однако множество вопросов еще остаются без исчерпывающих ответов. В частности, почти не исследовано взаимовлияние визуальной культуры и экономических практик. Данная работа посвящена анализу связи практик (бухгалтерского) учета, обеспечивающих про- зрачность в обществе, с эволюцией визуального в культуре (объектов, предпо- лагающих ...
Добавлено: 7 апреля 2016 г.
Нисневич Ю. А., Вопросы политологии 2013 № 1(9) С. 52-62
В статье рассматривается подотчетность и контроль деятельности публичной власти как необходимое условие противодействия коррупции. Показано, что подотчетность и общественный контроль деятельности публичной власти, а именно решений и действий ее органов и должностных лиц обеспечиваются посредством одновременно и параллельно осуществляемых политического и гражданского контроля. Представлен анализ механизмов политического и гражданского контроля в процессе проведения избирательных кампаний ...
Добавлено: 24 мая 2013 г.
Малахов Д. И., Якобсон Л. И., Прикладная эконометрика 2021 Т. 62 С. 101-124
Согласно теории НКО, основным сравнительным преимуществом этих организаций является повышенный уровень доверия, обеспечиваемый прежде всего особенностями корпоративного управления и информационной открытостью. В России эти черты НКО проявляются пока относительно слабо, но постепенно осваиваются некоммерческим сектором. На основе данных всероссийского опроса 1001 НКО, используя экзогенные различия в требованиях законодательства к организации корпоративного управления в разных правовых ...
Добавлено: 21 июня 2021 г.
Волкова О. Н., Журнал Новой экономической ассоциации 2018 № 3 (39) С. 85-109
В статье проведен анализ концепции «справедливая стоимость», практик и последствий ее применения в учете и финансах, ее соотнесения с другими ключевыми концепциями, используемыми в социальноэкономических дискуссиях. Справедливая стоимость — оценка актива или обязательства — это сумма, за которую их можно было бы продать (передать) другому лицу на организованном рынке. Показано, что основными причинами появления концепции ...
Добавлено: 24 сентября 2018 г.
Петухов Р. В., Власть 2019 № 6 С. 77-86
Автор статьи отвечает на вопрос о причинах укореннености в общественном мнении представления о том, что наиболее коррумпированными среди властных и общественных институтов являются местные органы власти. Основной из них, по его мнению, является негативное отношение к этому уровню власти общества, характеризуемое критически низким уровнем доверия.
Особенностью взаимоотношений между простыми людьми и местными властями является возможность их ...
Добавлено: 30 ноября 2020 г.
Соколова Т. Д., Наука. Культура. Общество 2015 № 3 С. 98-103
В настоящей статье автором рассматриваются особенности функционирования механизмов гражданского контроля в Российской Федерации с учетом существующей нормативно-правовой базы и сложившихся подходов к трактовке понятия в социально-политических учениях и доктринах. ...
Добавлено: 20 октября 2016 г.
Семенов А. В., Политическая наука 2022 № 2 С. 144-163
В настоящем исследовании рассматривается, каким образом россияне атрибутируют ответственность за выход из экономического кризиса различным институтам власти. Предыдущие исследования установили связь между проявлениями кризиса и электоральными результатами партии власти и других режимных игроков, но не ответили на вопрос, как бремя ответственности распределено между различными ветвями и уровнями власти. На основе массового опроса и новой методики ...
Добавлено: 3 сентября 2022 г.
Петухов В. В., Петухов Р. В., Полис. Политические исследования 2019 № 5 С. 119-133
В статье анализируются результаты общероссийских социологических опросов, проведенных Федеральным научно-исследовательским социологическим центром РАН в последние годы. Цель проведенного авторами анализа – выявление важных с точки зрения будущего страны сдвигов в настроениях и ожиданиях россиян, в том числе причин актуализации в массовом сознании запроса на перемены, его основных слагаемых и потенциальных акторов. Актуализация данного запроса стала ...
Добавлено: 6 марта 2020 г.