?
Собственность на землю и регулирование застройки как факторы пространственного развития территории ( на примере Санкт-Петербурга)
В советский период отсутствие рыночных цен вело к крайне неэффективному землепользованию и пространственному развитию городов. Система централизованного планирования была негибкой и не учитывала изменяющегося спроса, в градостроительстве она была ориентирована на минимизацию затрат на строительство и характеризовалась очень низкой плотностью застройки и использования территории. Через 20 лет после начала рыночных экономических реформ и массовой приватизации недвижимости ситуация в землепользовании и в пространственном развитии российских городов не сильно изменилась. Основные причины этого: размытые, не специфицированные и часто незарегистрированные права собственности; квазимонополия государства на городские земли; отсутствие разграничения земель на федеральные, субъектов федерации и муниципальные; высокие транзакционные издержки и административные барьеры для застройщиков; сохраняющийся административный подход к планированию и регулированию землепользования; отсутствие реального диалога с местным сообществом и некоммерческим сектором. В этой правовой и институциональной среде региональные и/или местные власти часто действуют в интересах крупных и влиятельных инвесторов и застройщиков, жертвуя интересами местного сообщества, а также мелких собственников и арендаторов. В результате мы видим дальнейшее ухудшение городской среды, уменьшение зеленых пространств, исчезновение исторического характера застройки некоторых кварталов центра города, плохо контролируемое расползание пригородной застройки и пр.
Для оценки транзакционных издержек и административных рисков в городском развитии и строительстве был проведен опрос застройщиков, представителей строительных компаний и агентств недвижимости, работающих в Санкт - Петербурге и Ленинградской области, результаты которого представлены в статье.