?
Эволюция правового регулирования эксплуатации беспилотных автомобилей в Российской Федерации
Цель. В статье проанализировано состояние законодательства, регулирующего эксплуатацию беспилотных автомобилей в России, а также перспективы его дальнейшего развития. Выявлены основные теоретические и практические трудности правового регулирования эксплуатации беспилотного транспорта на дорогах общего пользования и предложены пути их преодоления. Рассмотрены этикоправовые и социально-экономические последствия повсеместного внедрения беспилотных автомобилей.
Материалы и методы исследования. Материалами для исследования послужили действующее законодательство и проекты нормативных правовых актов, подготовленные федеральными органами исполнительной власти. Данное исследование основывается на методе юридического прогнозирования и вносит свой вклад в общественное обсуждение указанных инициатив.
Результаты. Исходя из положительных результатов первой фазы правового эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в 2019–2021 гг., можно сделать вывод о целесообразности перехода ко второй фазе эксперимента, в ходе которой будет апробировано передвижение беспилотных автомобилей с их удаленной маршрутизацией и диспетчеризацией. По результатам второй фазы, запланированной к проведению на 2022–2024 гг., можно будет сделать выводы о необходимости корректировки федерального законодательства. Реализация правового эксперимента не порождает существенных противоречий с международными обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Венской конвенции о безопасности дорожного движения. Вопросы гражданско-правовой и административной ответственности за вред, причиненный при эксплуатации беспилотного автомобиля, в целом также можно считать урегулированными.
Дискуссия. Требуют дополнительного обсуждения вопросы наступления уголовной ответственности за вред
жизни и здоровью, причиненный беспилотным автомобилем, поскольку их собственники – юридические лица – не могут быть субъектами уголовной ответственности. Необходимо также выработать оптимальную правовую модель защиты персональных данных, накапливаемых и обрабатываемых беспилотными автомобилями в процессе их функционирования.