?
Эконометрический анализ факторов академических достижений студентов в МИЭФ НИУ ВШЭ
В работе исследуются факторы, определяющие академические достижения студентов Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ на международных (внешних) экзаменов, проводимых Лондонским университетом, американской системой АР, IELSS и других. Для этого используются модели множественной регрессии, модели двоичного выбора и другие эконометрические модели. Рассматриваются такие факторы, как уровень способностей студента, его подготовленность на начало изучения предмета, усилия по его изучению, качество преподавания, различные индивидуальные и социокультурные факторы. Для этих факторов строятся замещающие переменные, позволяющие учесть их влияние с учетом ограничений по имеющейся информации. Производится оценивание и анализ эконометрических моделей на основе информационной базы МИЭФ за ряд лет. Предлагаются модели прогнозирования академических успехов студентов на международных экзаменах, проводится анализ качества получаемых прогнозов.
Одной из рассматриваемых моделей является модель для результатов международного экзамена по курсу эконометрики для бакалавров, читаемому в МИЭФ автором. Оценивается модель множественной регрессии результатов итогового международного экзамена по 100-балльной системе на объясняющие переменные, непосредственно отражающие, или являющиеся замещающими для таковых, уровень начальной подготовки студентов и их способностей, усилия студентов по изучению эконометрики в течение года на разных этапах преподавания курса, качество работы преподавателей, ведущих семинарские занятия, обеспеченность учебными и методическими материалами, отношение к международным экзаменам и к получению диплома Лондонского университета с высокой степенью отличия, индивидуальные и социокультурные факторы (пол, регион происхождения и т.п.). В тех случаях, когда непосредственные измерители факторов отсутствуют, для них подбираются замещающие переменные: например, для усилий студента по изучению предмета – посещаемость лекций и семинарских занятий в соответствующие периоды, число выполненных домашних заданий, средний балл за эти задания и т.п. Еще более адекватными в роли замещающих переменных, отражающих усилия студента по изучению предмета, являются оценки по 100-балльной системе, полученные студентами на промежуточных экзаменах в МИЭФ (таких экзаменов в течение года проводится три). Без этих переменных посещаемость и выполнение домашних заданий являются, безусловно, значимыми, но они перестают быть таковыми при введении промежуточных экзаменационных оценок, ибо последние интегрируют вклад количественных и качественных показателей усилий по изучению предмета в предшествующий период. Введение фиктивных переменных для преподавателей, ведущих семинарские занятия, позволяет отразить, при прочих равных, эффективность их работы. Важным фактором, определяющим успехи студентов МИЭФ на международных экзаменах, является их отношение к уровню отличия диплома Лондонского университета, в том числе – в сравнении с отношением к оценкам, включаемым в российский диплом. Замещающими переменными для данной группы факторов могут служить другие оценки экзаменов Лондонского университета (причем желательно – по предметам, в наименьшей степени связанным с данным предметом).
Модели для итоговых оценок международного экзамена по курсу эконометрики были построены за ряд лет; их все характеризует высокая объясняющая способность (коэффициент детерминации R2 порядка 0,75-0,76). При этом основными замещающими переменными для перечисленных факторов являются оценки студентов на трех промежуточных экзаменах, а также оценки внешних экзаменов по другим предметам. Как знаки, так и порядок коэффициентов этих переменных являются хорошо интерпретируемыми. Это говорит о высокой степени соответствия между собственными формами контроля знаний студентов в МИЭФ и контролем их знаний на внешнем экзамене, а также дает основу для достаточно точного прогнозирования оценок студентов на международных экзаменов на основе их успехов в предшествующий период обучения.
По ряду других дисциплин данная степень соответствия существенно меньше по размеру и меняется от года к году. Соответственно, в каждом случае требуют специального исследования причины подобных расхождений, лежащие как на стороне преподавателей и студентов МИЭФ, так и на стороне Лондонского университета. Анализ таких причин был неоднократно выполнен для ряда проблемных курсов (таких, как Основы Банковского дела и финансов в 2009 году), результаты были доведены до Лондонского университета, который принимал соответствующие меры по уточнению уровня требований, проверяемых знаний и навыков и шкалы их оценивания. В случае выявления значимых факторов для указанных отклонений на стороне МИЭФ Институт также принимал соответствующие меры.