?
Женские образы в фильмах 2010х годов о Первой мировой войне
Предметом исследования является малоизученная в настоящий момент проблема репрезентации женских образов в военных медиаисточниках, в частности художественных фильмах и сериалах 2010-х гг. Выбор источников обусловлен, во-первых, новыми подходами к подаче информации, новым набором героев и паттернов, соответствующим современным медиатрендам, и, во-вторых, большим количеством проектов, приуроченных к столетнему юбилею Первой мировой войны. Основными задачами данной статьи является определение ролевого диапазона женщин в ряде фильмов и сериалов о Первой мировой войне 2010-х гг., выделение характерных особенностей женских образов, а также сравнительный анализ рефлексии западного и российского кинематографа по поводу представлений о гендерном порядке, который косвенно отражается через межполовое взаимодействие в рассматриваемом материале. Авторами выявлены основные паттерны, чаще всего использующиеся для репрезентации роли женщин в войне и сделан вывод о том, что некоторое разнообразие женских образов, появившихся в кинематографе в последнее время, говорит об интересе исследователей – как историков, так и исследователей памяти, гендера, медиа и визуальной культуры. Сравнительный анализ источников показал, что репрезентация женских образов в художественных фильмах 2010-х годов о Первой мировой войне отражает определенную разницу официально транслируемых социокультурных и идеологических представлений о женщине и ее месте в обществе, присущих современному российскому и западному социуму. Для произведений отечественного производства характерно прямое выражение официальной государственной концепции традиционных ценностей и принадлежности женщины семье и государству. Западные картины создают образы, типичные для своего слоя культурной реальности, которые не игнорируют роли жен и матерей, однако придают им больше фактуры и зачастую позволяют героиням выходить за рамки семейных интересов.