?
Предпосылки и основания становления персоналистической антропологии современного экзистенциального анализа: от идеи к практике
Современный экзистенциальный анализ как направление психологической науки и практики развивается благодаря диалогу с философией, академической психологией, теоретическими моделями и практическими методами различных школ психотерапии. Именно такой диалог в последнее десятилетие привел к существенному развитию представлений о духовном измерении человека, составляющих базис экзистенциально-аналитической антропологии – дифференциации феноменальных проявлений духовного измерения на Я и личность и соответствующей понятийной концептуализации.
В настоящей статье впервые систематизированы развиваемые в последних работах А. Лэнгле представления о духовном Я как центре самосознания, принятий решений и волевой активности человека, и духовной личности как центре ориентации в пространстве сущности бытия.
Прослеживается преемственность линии развития идеи личности от философской антропологии М. Шелера и психологии поиска смысла В. Франкла к современному экзистенциальному анализу А. Лэнгле. Концепты «духовное Я» и «духовная личность» рассмотрены как феномены человеческого бытия и как теоретические конструкты.
Подробно проанализировано теоретико-методологическое значение различения Я и личности для понимания проблемы аутентичности и генеза индивидуальных различий, преодоления абсолютизации психоноэтического антагонизма концепции В. Франкла, раскрытия важности внутреннего диалога в динамике самоотношения и самоосуществления. Обосновано понимание развития человека как становление его духовного Я и способности предоставлять личности пространство возможностей в человеческом бытии, а также понимание психического здоровья, психических расстройств и релевантный подход к разработке стратегии и методики психотерапии. Показаны философско-методологическая и культурно-историческая перспективы развития идеи личности в современном экзистенциальном анализе.