?
«Двор сборщика податей». Перевоплощения одного сюжета в истории современной китайской керамической скульптуры
1 октября 1965 года в небольшом китайском музее, расположенном в бывшем помещичьем особняке в провинции Сычуань была открыта скульптурная группа, состоящая из 114 персонажей. Созданные из глины, фигуры были размещены в экспозиционном пространстве без постамента, эмоционально демонстрируя зрителю сцену сбора податей. Выполненная студентами и преподавателями Сычуаньской академии группа получилась настолько выразительна, что ее начали копировать. Вначале копии распространились по Китаю, затем в дружественные Китаю страны. В 1972 году скульптурную группу пригласили к участию в Кассельской документе, и в 1999 году она оказалась номинирована на главный приз Венецианской биеннале. А в 2008 году в разных выставочных пространствах Нью Йорка, не связанных друг с другом демонстрировались две разные копии «Двора сборщика податей». История воплощений и ее интерпретация и стала темой данной статьи.
В данной статье речь пойдет об одном сюжете, воплощенном в китайской глиняной пластике, которому были уготованы многочисленные перерождения. Смотря на него в исторической уже перспективе, становится понятно, что это полноценный постмодернистский проект, осуществленный на нескольких уровнях в течение почти полувековой истории, художественный образ, претерпевший не одну переинтерпретацию. Нет единого взгляда в критической литературе ни на сам сюжет, ни на его значение, ни в одном его варианте, однако несомненна его значимость для истории китайской скульптуры и ее представления в мировом художественном пространстве. Каждое появление очередного варианта вызывало бурную реакцию совершенно разных реципиентов в разных частях света.