?
Поведение россиян в условиях развития цифрового общества
Представленная статья посвящена анализу поведения россиян в условиях стремительного развития цифровых технологий в последнее десятилетие. К 2019 г. уровень владения различными цифровыми устройствами (стационарными компьютерами, ноутбуками, мобильными телефонами) заметно вырос по сравнению с концом 2000‑х годов. Наибольшую популярность среди россиян приобрели смартфоны. Доля владельцев смартфонов увеличилась с 6,4% в 2012 г. до 62,7% в 2019 г. Несмотря на это, около 26% россиян в 2019 г. не использовали никакие другие устройства, кроме кнопочного мобильного телефона. Особенно высок этот показатель был среди пожилых людей (64,1%). В 2019 г. лица младше 40 лет в среднем проводили перед экранами цифровых устройств от трех до четырех часов в день. Для старших возрастов этот показатель составлял 2–2,5 часа. Чем больше времени люди проводили перед экранами своих устройств, тем с большей вероятностью они испытывали утомление или беспокойство. Аудитория сети Интернет увеличилась с 10,3% в 2003 г. до 72,0% в 2019 г. среди населения в целом и с 22,4 до 97,8% среди молодежи. При этом неравенство в доступе к сети, обусловленное возрастом, уровнем образования и местом жительства, сохранилось. В наименьшей степени Интернет оказался доступен пожилым жителям села. По сравнению с 2009 г., в 2019 г. Интернет чаще использовался для поиска развлечений, общения, получения информации или совершения покупок; реже – для работы и учебы. В 2019 г. 79,3% всех пользователей сети Интернет посещали те или иные социальные сети онлайн. Доля пользователей, ежедневно посещавших социальные сети, выросла с 62,1% в 2016 г. до 71,3% в 2019 г. среди населения в целом и с 81,9 до 88,0% среди молодежи. Самой востребованной функцией социальных сетей в 2019 г. оставался обмен личными сообщениями (регулярно обменивались такими сообщениями 89% пользователей). Социальные сети воспринимались, прежде всего, как способ обмена информацией, способ отвлечься от повседневных проблем или получить поддержку. Высокая степень интенсивности онлайн‑общения в социальных сетях не коррелировала со снижением социальной активности офлайн.