?
Новые каналы коммуникации просителей и монарха в России на рубеже XVIII‒XIX веков
Статья посвящена истории появления и практикам использования новых каналов
коммуникации подданных и правителя в России. При Екатерине II жители России широ-
ко пользовались почтой для отправки прошений правителю, а при Павле I для этой цели
стали применяться ящик для прошений и газеты. В историографии России Нового време-
ни отсутствуют специальные исследования о каналах коммуникации ходатаев и монарха.
Цель статьи – реконструировать институциональную и социокультурную историю новых
средств связи, чтобы понять, как их использование изменило коммуникацию власти и об-
щества в России. Основными источниками работы являются материалы делопроизводства
и периодической печати, а также записки современников, в которых описываются новые
средства связи. Как показало исследование, развитие дистанционной связи избавило про-
сителей от необходимости лично посещать присутственные места. При использовании хо-
датаями почты их письма доставлялись монарху через почтмейстеров статс-секретарями.
Появление ящика для прошений предоставило подданным возможность обратиться к мо-
нарху «беспосредственно». С помощью публикации ответов на прошения в «Санкт-Пе-
тербургских ведомостях» и «Московских ведомостях» правительство корректировало ком-
муникацию с челобитчиками и способствовало правовому просвещению. Новые каналы
связи, однако, служили поддержанию старой традиции персонального отправления пра-
восудия монархом.