?
Трактовка социальной ответственности бизнеса и смежных понятий в российских научных исследованиях
В современной науке отсутствует единый подход к пониманию социальной ответственности бизнеса (СОБ), что обуславливает необходимость систематизации трактовок этого понятия. Основным методом эмпирического исследования является многомерный контент-анализ 200 российских научных публикаций, в ходе которого выделены 44 определения понятия «социальная ответственность бизнеса». В результате анализа определений сформулирован подход к трактовке СОБ, в основу которого заложены 4 смысловые категории, в рамках которых это понятие рассматривается российскими исследователями: социальная ответственность как концепт, характер социальной ответственности, ее цели и границы (в части охватываемых сфер, стейкхолдеров, этических вопросов и др.). Выявлена группа смежных с социальной ответственностью бизнеса определений. Понятия социальных инвестиций, социальной деятельности, социального партнерства, корпоративного гражданства, корпоративной благотворительности, социального предпринимательства оценены как наиболее значимые для российских авторов с точки зрения понимания СОБ. Сделан вывод о крайне широком разбросе трактовок социальной ответственности бизнеса и смежных с ним понятий, выдвинуто предположение об изменении фокуса научной дискуссии в направлении определения СОБ и близких терминов.