?
Госуправление: приоритетные шаги в целях устойчивого развития
Задачи резкого ускорения экономического роста и эффективного решения многообразных социальных проблем диктуют необходимость глубоких изменений в сложившейся в нашей стране системе государственного управления. В данных обстоятельствах приоритетное внимание целесообразно уделять не кон- статации достижений, многие из которых несомненны, а диаг- ностике назревших проблем, поиску резервов и скорейшей их активизации.
С начала 2000-х годов была реализована серия реформ государственного управления, что принесло положительные результаты в отдельных сферах. Повысились позиции России в рейтингах качества госуправления и регуляторного климата. Однако наша страна пока не стала лидером по показателю качества госуправ- ления даже на постсоветском пространстве, тогда как масштаб и сложность стоящих перед нею задач делают безальтернативной ориентацию на конкуренцию с мировыми лидерами.
Расходы на функционирование системы государственного управления в целом составляют около 4% расходов консолидированного бюджета РФ 2016 г. Общий объем бюджетных ассигнований в 2016 г. для государственных органов и органов местного самоуправления на руководство и управление в сфере установ- ленных функций даже сократился по сравнению с 2015 г. на 2,2% и составил 1273 млрд руб., в том числе на заработную плату управленческого персонала было предусмотрено 792 млрд руб., или 62,2% указанной суммы. Рассматривать эти расходы как источник общей экономии бюджетных средств при одновременном разрастании функционала исполнительной власти нецелесообразно, хотя внутренние резервы безусловно имеются. Более правильно было бы сосредоточиться на поддержке реформ госуправления.
Основные направления этих реформ, с нашей точки зрения, должны быть сконцентрированы в тех областях, где уже имеется немалый задел и может быть относительно быстро получен значимый эффект, созданы необходимые условия устойчивого развития страны и модернизации самого государственного управления. Та- кими сферами являются системы государственного регулирования и стратегического управления, а также кадры госслужбы и новая информационная основа принятия управленческих решений.