?
Театры – крепости обороны
За 75 лет выходили неоднократно сборники пьес, документы, воспоминания, по которым можно восстановить сегодня картины военной поры. Но сейчас наступило время, когда необходимо сделать некоторое усилие, чтобы увидеть то живое и непреходящее, что находит отзыв и понимание у человека третьего тысячелетия, пережившего слом 1990—2000-х, крушение традиции и канона, смену режиссеров и драматургов. Целостность театра как центрального звена социальной, культурной, политической жизни теряла свою почву. Театральный мир пересматривал свою гражданскую роль, утрачивал общий язык с публикой, прекращались поиски современного героя, поколения лишились своих связей не только хронологически, но и территориально. В 2010-х положение в культуре стало меняться, и мы можем заново осмыслить театральное наследие 1941—1945 гг. Оно включает не только пьесы, но и быт в тех условиях катастрофы, что породили уникальное содружество и сотрудничество авторов, актеров, постановщиков, зрителей. Несмотря на все увеличивающуюся временную дистанцию, война для нас не становится историей. Она до сих пор остро переживается. Случившееся с нами и со всем миром — это глубокий цивилизационный катаклизм. И театр 1940-х сумел вернуться к своим архаичным древним истокам, показав масштаб высокой трагедийности, переживаемой человеком в эпоху катастроф.