?
Как (не)возможен «качественный» текст социологического исследования: дискуссия и консенсус
В современной науке в условиях публикационной гонки и культуры «publish-orperish» написание и публикация научных текстов становится важ нейшей и все более пристально оцениваемой частью академической работы. Несмотря на интерпретативный и лингвистический повороты в социальных науках, беспокойство о том, как «исследователи создают реальность через свои репрезентационные, текстовые и интерпретативные практики» (Lincoln, Denzin 2003: 3), пока не приводит к изменению сложившихся практик академического письма. Особенно это беспокоит ученых, занимающихся качественными исследованиями, эпистемологические основания которых нередко вступают в конфликт с позитивистскими конвенциями создания научного текста. Контекстуальность, ситуа тивность и рефлексивность знания теряются в безличном повествовании и наукообразном поддержании образа объективного и не зависящего от ученого результата исследования. Эмоциональная и ценностная насыщенность уступают место подчеркнутой нейтральности, анализ позиции и личной включенности автора заменяется «взглядом из ниоткуда», трудности и нестыковки опускаются для создания «причесанной» и гладкой истории. В результате «сумбурный исследовательский опыт» превращается в «авторитетный письменный отчет» (Van Maanen 2011: 1). Как же привнести в тексты принципы «качественного» письма? Как сохранить его полифоничность, диалогичность и рефлексивность? Мы приводим соображения, высказанные участниками круглого стола «Качественные интервью и производство научных текстов: академические конвенции и исследовательская практика», который состоялся 7 декабря 2019 г. на конференции «Тревожное общество и сензитивная социология» в Санкт-Петербурге.