?
Радио классической музыки и его аудитория в России: опыт эмпирических исследований 2013-2015 гг.
В статье анализируется место классической музыки в системе радиовещания современной России. Приводятся фак- ты из истории отечественного радиовещания, связанные с классической музыкой. Показывается, что классическая музы- ка на радио занимала важное место в СССР с самого начала радиовещания в 1920-е годы. После распада СССР на про- тяжении 25 лет совокупный объем классической музыки на радио, выраженный в часах, возрастал. В современной Рос- сии на четырех российских радиостанциях с покрытием 10% населения страны и выше, где присутствует классическая музыка (радиостанции «Орфей», «Радио России. Культура», «Радио России», «Детское радио»), совокупный объем клас- сической музыки и передач о ней составляет, оценочно, до 29 часов в сутки. С другой стороны, в процентном отношении произошло уменьшение объема классической музыки по сравнению с 1980-ми годами с 18-20% на четырех программах Всесоюзного радио до 2-2,5% на пятидесяти крупнейших радиостанциях. Причина - почти двадцатикратное увеличение количества радиостанций, наблюдаемое с начала 1990-х годов, на которых не находится места классической музыке. Ре- зультаты исследований, проведенных в Москве в 2013-2015 гг., позволили выявить, что величина аудитории радио классической музыки (на примере радиостанций «Орфей» и «Радио России. Культура») сравнительно невелика. Количество людей, обращающихся к каждой станции хотя бы раз в сутки (Daily Reach), составляет чуть более 1%, в течение недели (Weekly Reach) - 3-4%, в течение месяца (Monthly Reach) - примерно 4-6%. На протяжении последних 10 лет отмечает- ся рост аудитории радио «Орфей» в Москве, что указывает на повышение потребности москвичей слушать классическую музыку по радио. Структуру аудитории обеих радиостанций отличает высокий процент слушателей с высшим образованием, преобладание слушателей в возрасте от 40 лет старше, высокий процент квалифицированных специалистов и руководителей. В структуре аудитории радио «Орфей» большинство слушателей имеет хотя бы небольшой уровень музыкального образования.