?
Два Конта, два Маркса и два течения российской социальной мысли
В статье прослеживается филиация некоторых основных социологических идей Огюста Конта и Карла Маркса, с одной стороны, и российской социальной мысли до начала ХХ в., с другой. Известно, что Конт был основателем «позитивизма» в социологии, иными словами, идей сциентизма, натурализма в социальной науке, необходимости использования в ней «объективного» метода, рационального, эмпирического, основанного на наблюдении. Эти взгляды он обосновывал главным образом в своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842). Но в своих более поздних произведениях, особенно в «Системе позитивной политики» (1851-1854), он доказывал уже превосходство противоположной точки зрения, а именно «субъективной», «антинатуралистической», эмоциональной. Хотя сам он настаивал на единстве и преемственности этих подходов, в его творчестве можно констатировать сосуществование двух противоположных социологий и, в определенном смысле, двух Контов, «позитивиста» и «антипозитивиста». Доктрина Маркса также содержит в себе две подобные теоретико-методологические позиции, на что историки социальных идей ранее уже обращали внимание. С одной стороны, он был «позитивистом», ученым, приверженцем «подлинной» науки, объективной, основанной на применении общенаучных методов; с другой, – он выступал как практический социально-политический деятель, рассматривавший практическую деятельность как наиболее эффективное средство социального познания. Так же, как былo два Конта, было и два Маркса: один «объективист», другой «субъективист». Влияние обеих этих тенденций у Конта и Маркса обнаруживается в российской социальной мысли XIX – начала ХХ вв. Одни российские контисты и марксисты продолжали «объективистскую» тенденцию в своем творчестве, тогда как другие – «субъективистскую». Именно последняя приобрела преобладающее значение в российской социальной мысли. В статье рассматриваются некоторые причины этого явления.