?
Пространственно-временные координаты детства на страницах учебной книги: сравнительный анализ эмигрантских и советских букварей 1920-х годов
Рассматривается репрезентация временной и пространственной перспектив в контенте букварей, изданных для русскоязычных детей в 1920-е годы в Латвии и Польше, а также в СССР. Исторический материал используется для сопоставления стратегий внутригрупповой консолидации и интеграции в принимающее общество. Источниковую базу составили два букваря, изданных в Латвии, один – в Польше, и два - в Советской России. Анализ показал различия в представленности в учебных книгах, выпущенных в разных политических контекстах, временных интервалов, их сочетаний и эмоциональных оценок, а также протяженности осваиваемого ребенком пространства и перспектив его дальнейшего освоения и позволил заключить, что, в «эмигрантских» букварях моменты временных соответствий характеризуются «горизонтальными», а в советских букварях - «вертикальными» тенденциями жизненного процесса, а пространство жизни в эмигрантских букварях, преимущественно, ограничено стенами родного дома, тогда как советские буквари демонстрируют экспансионистские тенденции. Эмигрантское сообщество репрезентируется «застывшим» в некой точке исторического пути, хотя в зависимости от политических и социальных условий принимающего общества эта статичность может выполнять разные функции.