?
Нравственное богословие в Киево-Могилянской Академии по материалам рукописных источников
Исследование основано на записях богословских курсов, которые преподавались на
латинском языке в Киево-Могилянской академии. Большинство известных записей
сделаны студентами. Этот комплекс источников изучен мало и недоступен широкому
кругу исследователей. Цель богословских курсов, как и других предметов «школьной»
программы, была дидактической, поэтому моральное богословие в Киево-Могилян-
ском коллегиуме/академии надо рассматривать прежде всего как учебную дисциплину.
Киевский коллегиум был организован по модели коллегиумов иезуитских, и препода-
вание богословия в нем было генетически связано с академической традицией иезуи-
тов. Преподавание богословия в Киевском коллегиуме засвидетельствовано с 1693/1694
и до 1745/1746 учебного года. Преподаватели (кроме Феофана Прокоповича) ориенти-
ровались на источники иезуитского происхождения. В «Ratio studiorum» — учебной
программе иезуитов — одним из предметов, которые изучались в богословском классе,
было моральное богословие. Значительную часть этого курса занимал разбор casuum
conscientiae (казуистика). Однако в Киевской академии до конца XVIII в. засвидетель-
ствован только один случай, когда преподавалось моральное богословие как предмет,
отдельный от спекулятивного богословия: сохранились фрагменты курса морального
богословия за 1735/1736 учебный год. Эти фрагменты показывают, что курс носил ком-
пилятивный характер: здесь имеются ссылки на сочинения Мартина Бонацины, места-
ми текст совпадает с сочинениями Германа Бузенбаума и Мартина Бекана. Однако нет
оснований утверждать, что автором этой компиляции был сам преподаватель данного
курса Иероним Миткевич, поскольку источник, которым он пользовался, уже мог быть
такой компиляцией. В остальных богословских курсах элементы морального богосло-
вия были рассеяны по разделам спекулятивного богословия. В качестве теоретической
основы казуистики в курсах до 1745/1746 учебного года преподаватели предлагали сту-
дентам доктрину умеренного пробабилизма.