?
Binômes, opposition, répétition, contraste : les racines mythologiques des catégories esthétiques d’Ol′ga Frejdenberg
Статья посвящена трудам и основным теоретическим идеям русского филолога-классика Ольги М.Фейденберг (1890-1955). При жизни ее преследовали и почти не печатали, оставшиеся в архиве книги и статьи не публиковались и после смерти из-за ассоциации ее работ с Марром, с которым она сотрудничала в начале своей научной карьеры. В 1970-х в среде русской семиотики возобновился интерес к ее работам и было опубликовано на разных языках около ста ее работ и около двухсот работ о ней. Хотя основным материалом трудов Фрейденберг был античный, ее работы были компаративистскими, затрагивали и Древний Восток, и Индию, и европейское средневековье, т первобытную древность. Они не были ограничены литературой, но обращались и к философии, искусству, религии, мифологии. Анализируя и обобщая пестрый и разнородный материал, Фрейденберг создала собственную теорию культурной динамики, "семантологию", теорию смыслопорождения, предвосхитив в своих трудах многие достижения Западной философии и конкретных наук, теории Бахтина, идеи Юнга и Кассирера, Леви-Стросса, когнитивные исследования Дж. Лакоффа. В статье делается попытка кратко изложить один из узлов этой теории, связанный с концептом двойничества, оппозиции, параллелизма и бинарных оппозиций.