?
Понятие войны в “Левиафане” Томаса Гоббса
Знаменитый “Левиафан” (1651) Томаса Гоббса (1588-1679) оказал огромное влияние на всю последующую политическую мысль. Как пишет Ричард Тукк, его биограф, в комментарии к кэмбриджскому изданию данной работы (1996): “Левиафан всегда вызывал сильные чувства в своих читателях. Сейчас, когда он, в основном, рассматривается как шедевр английский политической мысли и как работа, которая больше, чем какая-либо другая, определила характер современной политики; с конца XVIIв. до начала века XX-го все великие политические теоретики противопоставляли свои труды ей. Однако когда книга только появилась на полках в книжных магазинах Англии, в конце апреля или в начале мая 1651г., она показалась большинству читателей шокирующей и оскорбительной, в обоих случаях из-за ее несентиментальной опоры на политическую власть и слишком близкого к еретическому взгляду на роль религии в человеческом обществе.” . Едва ли кто-то будет пытаться оспаривать данное утверждение Тукка, однако если мы зададимся вопросом, с чего начинается политическая философия Гоббса, где находится основы того Левиафана, который встает перед нами во всей своей непреодолимой мощи, то мы никак не сможем обойти гоббсианское понятие войны.