?
Почему работают или не работают принимаемые законы
Каждый год в России принимаются сотни новых законов и попра вок к ранее принятым законам. Их судьба различна. Одни законы без жизненно повисают, оставаясь бумажной конструкцией, другие — деформализуются ими, встраиваются в существующие неформаль ные практики и частично подрываются, используясь в совершенно иных целях, нежели подразумевалось при введении правила, а третьи приживаются, укореняются в деловых практиках и успешно дейст вуют в соответствии с предначертанной ролью. В этой связи часто, следуя логике перуанского экономиста Э. Де Сото, говорят о том, что принимаемые законы будут успешно работать только в том слу чае, когда они формализуют уже сложившиеся практики. Но что делать, если эти практики нас никак не устраивают, если такое дви жение «снизу» консервирует отставание и воспроизводит механиз мы ухудшающегося отбора? В любом случае институциональные реформы, особенно в части формального законодательства, в рос сийских условиях инициируются преимущественно «сверху», и это обостряет вопрос о политике институциональных преобразований.