?
A Provocative Event, Media, and Religious Choice: The Pussy Riot Case as a Natural Experiment
Высшая школа экономики
,
2014.
No. WP BRP 59/EC/2014.
Выступление Pussy Riot в Храме Христа Спасителя и последующий арест участников этого коллектива вызвали интенсивные споры по поводу интерпретации этих фактов. Помимо прочих последствий, эта история привлекла огромное внимание к церкви, ее духовенству и простым верующим. Возросший интерес к церкви был встречен СМИ. Соответствующие события и их оценки интенсивно освящались и обсуждались в различных информационных агентствах. Наш исследовательский вопрос — каков эффект СМИ на религиозный выбор? В частности, нас интересует то, как альтернативный источник информации может повлиять на религиозный выбор. История с Pussy Riot послужила в качестве естественного эксперимента. Она привлекла внимание общества к религиозным темам и, таким образом, заставила людей думать об этом. В то же время, общество не было однородным в плане информации, которую оно получило. В общих чертах, были люди, которые получали информацию от официальных источников и были те, которые получают информацию от альтернативных источников. Официальные и альтернативные источники отличались друг от друга их отношением к церкви и ее духовенству. Официальные СМИ сообщили об истории в благоприятном для церкви свете, а большая часть альтернативной информации давала намного менее привлекательную картину церкви. Если бы СМИ действительно играли роль в определении религиозного пейзажа, можно было бы ожидать в этой ситуации систематическую разницу в динамике религиозности между теми, которые получают только официальную информацию, и теми, кто испытывает на себе влияние из альтернативных источников. Таким образом, появляется возможность воспользоваться стандартной эмпирической стратегией для оценки влияния политики. Знакомство с альтернативным освящением темы измеряется через бинарную переменную использования Интернета. Эта переменная позволяет нам различать экспериментальную группу – интернет-пользователей – и контрольную группу – тех, которые не используют Интернет. Мы рассматриваем историю с Pussy Riot как естественный эксперимент, в котором экспериментальная группа подвергалась воздействию некоторой отрицательной информации о церкви, а контрольная группа такому воздействию не подвергалась. Эксперимент проводился в течение 2012, непосредственно после выступления Pussy Riot. Состояние умов до и после этой истории может быть прослежено, используя данные Russian Longitudinal Monitoring Survey (RLMS). 20-й раунд опроса проводился в конце 2011, и 21-й раунд проводился в конце 2012. Таким образом, в нашем распоряжении результаты обзоров одних и тех же людей непосредственно до и после эксперимента. Согласно нашим результатам, между двумя обзорами, 2011 и 2012, рост относительной численности православных и сильных православных верующих был значительно ниже и даже отрицательным среди интернет-пользователей, чем среди тех, которые не используют Интернет. Аналогичные регрессии были оценены на данных между 2002 и 2003 гг., что мы трактуем как плацебо эксперимент. В этом случае никаких значимых результатов для интересующих переменных получено не было. Таким образом, альтернативные СМИ влияли на религиозный выбор в период, когда внимание общества было привлечено к религии, но не влияли в другое время, когда такого интереса не было. Эти результаты позволяют сделать несколько общих выводов относительно СМИ и религии. Во-первых, СМИ оказывает сильное влияние на религиозную принадлежность. Во-вторых, в странах с государственной монополией на СМИ альтернативные источники информации могут сильно влиять на состояние умов населения. Это подразумевает, что резкие переходы между массовой религиозностью и массовым религиозным безразличием и/или атеизмом, как те, что были в России в течение последней ста лет, были бы слабее при наличии общедоступного альтернативного источника информации. Наконец, знакомство с альтернативными СМИ, когда чрезвычайные события привлекают к теме, влияет в зависимости от ее освящение в официальных СМИ. В нашем случае знакомство с ними отрицательно повлияло на склонность респондентов отождествлять себя с православием, но, если бы их внимание было привлечено к церкви в советское время, роль альтернативных СМИ была бы прямо противоположной