?
«Гримасы нэпа» в историко-революционном фильме 1920-х годов
В статье отмечается важность для большевиков, чтобы кино, как новая отрасль досуга, активно включилось в процесс воспитания зрителей, а также «презентации» режима и успехов его политики. В условиях классового противостояния художественное пространство для «власти предержащей» играло производную роль от политической сферы. «Стачка» С. Эйзенштейна не только положила конец влиянию пролеткультовских художественных канонов на советский кинематограф. Призыв «Помни!» в контексте фильма и эпохи нес на себе явный отпечаток реванша за «проклятое прошлое». «Стачка» не только открыла широкую дорогу историко-революционному кино. Изменилось даже «лицо» комедийного жанра, где главным объектом смеха становились «хищнические порядки» буржуазного общества. Постепенно в глазах зрительской аудитории образ внутреннего капитализма (в двадцатые годы он устойчиво ассоциировался не с дореволюционным буржуа, а с нэпманом) прочно срастался с образом «мирового капитала». Советский кинематограф в очередной раз был поставлен перед непростым выбором между общечеловеческими ценностями и идеологией классовой борьбы.