?
Религия и церковь в эпоху Просвещения
В истории церкви и христианских конфессий XVIII век, безусловно, оставил свой след, но на многие вопросы, поставленные Просвещением, ни светские, ни церковные деятели, пожалуй, так и не нашли однозначных ответов.
В большинстве европейских государств XVIII в. был отмечен «просвещенными» реформами церкви, и эти реформы имели своим важнейшим последствием укрепление позиций светской власти в ущерб власти церковной. Однако такая важная составляющая церковных реформ как «очищение» церкви и просвещение паствы реализовалась менее успешно.
Идеи «разумной веры» не только не одержали окончательной победы над «энтузиазмом» и «фанатизмом», но и породили неожиданный ответ. Сама Французская революция продемонстрировала взрыв «фанатизма» и хилиастической экзальтации. В то время, как некоторые наблюдатели отдавали себе отчет, что это явление, по выражению А.В. Суворова, представляло собой «новый, также ужасный феномен: политический фанатизм», для многих события во Франции были восприняты как возвращение времен религиозных войн, развязанных на этот раз масонами или безбожниками-просветителями.
Неудовлетворенность «рационализацией веры» и «секуляризацией» богословия привела и к развитию разнообразных форм мистической духовности – от учения шведского мистика Эммануэля Сведенборга, последователи которого организовали свою собственную церковь в 1787 г., до розенкрейцерства и высоких степеней масонства. Усилился интерес к аскетической и мистической традициям в православном исихазме, окрепли течения «мистического сектантства».
В главе четыре части: I. В поисках «истинного христианства»: пути духовного обновления во многом определяли религиозную жизнь христианского мира Запада и Востока.
II. «Богу – богово, а кесарю – кесарево»: государство и церковь.
III. Веротерпимость
IV. Искоренение «суеверий», или гонение на «народное благочестие»