?
Российская социология в поисках своей идентичности
Социологические исследования. 2013. № 7. С. 3-17.
Российская социология сталкивается с затруднениями при формировании профессиональной идентичности на всем протяжении своей сложной истории. Количественное расширение сообщества, рост образовательных программ и появление новых рынков социологических услуг не разрешили этой ситуации, которая усугубляется разнородным бэкграундом российских социологов, устаревшим организационным членением и идеологическими расколами. Что может вывести российскую социологию из этого болезненного и раздробленного состояния?
Приоритетные направления:
социология
Язык:
русский
Ионин Л. Г., Куракин Д. Ю., Социологический журнал 2018 Т. 24 № 1 С. 114-131
В конце прошлого года вышла статья Дмитрия Куракина о социологии культуры в Советском Союзе и России. Она открывает декабрьский выпуск журнала “Cultural Sociology”. Публикация статьи послужила поводом для развертывания дискуссий о советской и постсоветской науке среди российских социологов и интеллектуалов. Публикуемая переписка между автором и известным российским социологом Л.Г. Иониным посвящена одной из тем, затронутых ...
Добавлено: 28 мая 2018 г.
Абрамов Р. Н., / National Research University Higher School of Economics. Series WP BRP "Basic research program". 2014. No. 40/SOC/2014.
В статье анализируются содержание и контекст исследований занятий и профессий в советской социологии в 1960-1980-е годы . Описываются ключевые темы наблюдений профессиональных групп , дается определение занятий и профессий в советских общественных науках , и анализируются идеологические и цензурные ограничения на исследования и публикации. ...
Добавлено: 26 апреля 2014 г.
Сборник принадлежит к выпущенной в конце 1970-х годов серии аналогичных изданий, которые, вследствие своего небольшого тиража, а также высокой информативности и широты охвата материала, давно уже стали библиографической редкостью. В издании собраны статьи, посвященные основным направлениям западной социологии, популярным в 1920-1950-е гг.: социологический позитивизм (неопозитивизм, бихевиоризм, физикализм, структурный функционализм, теория социального обмена) (статья М.С. Комарова); ...
Добавлено: 21 октября 2013 г.
Куракин Д. Ю., American Journal of Cultural Sociology 2020 Vol. 8 No. 1 P. 63-89
Добавлено: 14 октября 2019 г.
М. : Новый хронограф, 2010
Этот выпуск ежегодника Института социологии Российской академии наук "Россия реформирующаяся" посвящен анализу ряда актуальных проблем, стоящих перед российской социологией и обществом.
В структуре ежегодника четыре тематических раздела.
В первом разделе рассматриваются актуальные проблемы современной социологической теории применительно к анализу социальных реалий России. Во втором - тенденции и особенности социальных изменений в современной России, различные аспекты трансформаций в ...
Добавлено: 22 апреля 2013 г.
Гофман А. Б., Социологический журнал 2007 № 4 С. 63-73
В творчестве родоначальника Французской социологической школы Эмиля Дюркгейма (1858-1917) проблематика традиции занимает важнейшее место. Это относится и к его общей теории, и к отдельным областям социологического знания, например, к социологии религии, морали или права. Отмечен вклад Дюркгейма в изучение такой формы традиционного поведения, как ритуал (обряд). Подчеркивается его строго рационалистическая позиция. ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Маслинский К. А., Антропологический форум 2012 № 16 С. 403-418
В данной статье рассматривается один из частных случаев профессиональной идентичности советских учителей на материале интервью с бывшими учителями железнодорожных школ Оренбургской области. Наши информанты демонстрируют очень высокий уровень лояльности железнодорожным школам и подчеркивают высокую степень своей
профессиональной автономии. Предложенный объяснительный уровень — структура локального педагогического сообщества и его отношения с образовательной администрацией. Все советские железнодорожные школы были подчинены не местным отделам образования, а ...
Добавлено: 1 февраля 2013 г.
М. : ИНИОН РАН, 2013
В статьях, обзорах и рефератах рассматриваются проблемы социальной теории, эмпирических социологических исследований, истории социологии. Обсуждаются актуальные тенденции и перспективы развития социологии как научной дисциплины в России и зарубежных странах. ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.
Бершадская М. Д., Серова А. В., Чепуренко А. Ю. и др., Высшее образование в России 2019 Т. 28 № 2 С. 38-50
Рассмотрены методологические подходы к описанию результатов образования при реализации ФГОС ВО на примере направления подготовки «Социология». В основе предложенной методики формирования компетенций – определение индикаторов достижения каждой компетенции и распределение всех индикаторов по элементам образовательной программы. Предложены перечни индикаторов универсальных и общепрофессиональных компетенций бакалавра и магистра; рассмотрены примеры предметных, конкретных признаков обучения – дескрипторов. Показаны ...
Добавлено: 25 марта 2019 г.
Симонова О. А., Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология 2014 Т. 3 № 3 С. 5-22
В статье рассматриваются новые тенденции в современных обществах, которые ведут к формированию нового типа профессионализма, новому определению профессиональной культуры, профессиональной этики и профессиональной идентичности. Основной целью статьи является показать, как развивается социология профессий и раличных родов занятий
в новых социальных условиях. ...
Добавлено: 22 октября 2014 г.
Погорелов Ф. А., Покровский Н. Е., Социологические исследования 2003 № 8 С. 81-90
Заочный диалог профессора Н.П. Покровского и студента С.-Петербургского университета Ф. Погорелова, включающий статью последнего по результатам исследования и ответом Н.П. Покровского присланную студентом публикацию. Содержание этого диалога выходит далеко за рамки личной переписки и представляет собой очень важные и аргументированные суждения о судьбе, сущности и плодотворности социологического образования в нашей стране. Причем, и в исследовании ...
Добавлено: 15 октября 2013 г.
Шацкий Е., М. : Новое литературное обозрение, 2018
Книга выдающегося польского ученого, одного из ведущих представителей Варшавской школы истории идей Ежи Шацкого (1929–2016) представляет собой фундаментальный систематический курс истории социологической мысли от Античности до современности. Книга будет полезна студентам, а также всем интересующимся интеллектуальной историей. ...
Добавлено: 25 октября 2018 г.
Статья представляет собой фрагмент готовящейся к печати монографии «Преподавание социологии в университетах и колледжах США». Авторы анализируют учебные планы и разработки, применяемые в американских университетах и колледжах, а также практику преподавания. При этом они особо выделяют то обстоятельство, что ни с технической, ни с содержательной точки зрения система преподавания не заслоняет нравственного смысла социологической науки, ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Сафонова М. А., Социологические исследования 2012 № 6 С. 107-120
В статье описаны основные этапы сетевой истории ленинградской / петербургской социологии и подробно проанализирована многоуровневая структура социальной сети, которая связывает петербургских социологов в настоящее время. Основной исследовательский вопрос статьи: являются ли главным элементом этой структуры «научные школы» (или «академические банды», по выражению Томаса Шеффа) – сплоченные клики ученых, объединенные общими исследовательские интересами и интеллектуальной идентичностью? ...
Добавлено: 13 ноября 2012 г.
Иванова Н. Л., Попова Е. П., Вопросы образования 2017 № 1 С. 184-206
Перед российскими вузами поставлена задача выйти на мировой уровень в развитии науки и образования, что обусловливает многочисленные инновации в них. Считается, что специфика персонала вузов состоит в том, что это высококвалифицированные специалисты, одной из характеристик которых является открытость новому. В то же время исследователи отмечают сопротивление инновациям со стороны профессорско-преподавательского состава. Некоторые исследователи разделяют преподавателей ...
Добавлено: 10 декабря 2017 г.
М. : Новый хронограф, 2009
Сборник подготовлен в честь юбилея Владимира Александровича Ядова - социолога с мировым именем, доктора философских наук, профессора. Он одним из первых вошел в плеяду ученых, которые способствовали возрождению российской социологии в 1960-е годы, и по сей день является ведущим специалистом в этой области.
Издание предназначено для социологов, историков, науковедов, а также широкого круга читателей, интересующихся социально-гуманитарной ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Кильдюшов О. В., Социологическое обозрение 2018 Т. 17 № 1 С. 338-345
Рецензия на книгу: Вебер М. (2017). Город / Пер. с нем. М.И. Левиной; науч. ред. К. А. Левинсон. М.: Strelka Press. 250 c. ISBN 978-5-906264-64-0 ...
Добавлено: 1 апреля 2018 г.
Мальцева Д. В., Вестник РГГУ. Серия "Социология" 2012 № 2
В статье представлен обзор социологических концепций начала 20 века, рассматривающих взаимодействие как предмет социологического изучения. Обзор основан на работе П.Сорокина «Человек. Индивид. Общество». Делаются выводы о важности понятия взаимодействия для сетевого подхода в социологии ...
Добавлено: 29 сентября 2015 г.
Моисеев С. П., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2017 № 2 С. 233-245
Проведен анализ взглядов советского социолога Б. А. Грушина на социальные массы и массовое поведение. Исследование охватывает период с 1967 по 1987 г., в течение которого появились ключевые работы Грушина, посвященные изучению феномена массового сознания и связанных с ним явлений. Основным материалом для проведения анализа служат опубликованные тексты лекций Б. А. Грушина и его научные публикации. ...
Добавлено: 16 сентября 2017 г.
М. : Институт социологии РАН, 2001
Данное издание - это вторая книга альманаха, в котором представлены статьи по теоретико-методологическим и историческим проблемам классической и современной социологии научных сотрудников и аспирантов ИС РАН. В работах исследуются некоторые новые тенденции в развитии уже известных социологических школ и концепций, а также проблемы, возникшие перед социологической теорией в последнее десятилетие.
Книга рассчитана на научных работников и ...
Добавлено: 16 октября 2013 г.
Моисеев С. П., Социология: методология, методы, математическое моделирование 2016 № 42 С. 61-83
Данная статья направлена на поиск решения проблемной ситуации, связанной с неоднозначностью трактовки понятия «масса» в социальных науках. В работе проводится анализ ключевых противоречий в различных значениях понятия «масса», анализируются причины их возникновения и дается обобщающее определение массы. Для того чтобы сформировать согласованную социологическую концептуализацию «массы», в работе предлагается рассматривать это понятие как «идеальный тип», несводимый ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Статусные группы, карьерные траектории и идентичности школьных учителей. Высокая лояльность педагогов к профессии. Отсутствие различий между учителями школ повышенного статуса от учителей обычных школ. Приверженность к учительской профессии вне зависимости от стажа работы. ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.
Моисеев С. П., Журнал социологии и социальной антропологии 2015 Т. XVIII № 3 С. 204-207
Книга «Политика толп: альтернативная история социологии» Кристиана Борха посвящена исследованию истории появления и развития «семантики» толп. Датский социолог решает сложную задачу по реконструкции широкой научной дискуссии, которая разворачивалась вокруг концептов «масса» и «толпа», а также анализу социально-политических условий, которые повлияли на ее развитие. Повествование затрагивает эволюцию семантики толп во Франции, Германии и США и обращается ...
Добавлено: 16 октября 2016 г.
Баранова В. В., Маслинский К. А., Журнал социологии и социальной антропологии 2017 Т. XX № 90 (2) С. 104-119
Несмотря на внимание исследователей к учительскому сообществу, профессиональная идентичность этой группы остается малоизученной. В данной статье профессиональная идентичность учителей рассматривается сквозь призму рассказов о поворотных моментах профессиональной биографии: выбора профес- сии, адаптации к школе, опыта (временного) прекращения работы в школе и обсуж- дения коллег, подходящих или не подходящих для работы в школе. Данные вклю- чают ...
Добавлено: 23 января 2018 г.