• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Создание, приобретение и выбор партнеров: стратегии обучения среди российских компаний

Каким образом компании делают выбор в пользу той или иной стратегии обучения для формирования шта- та высококвалифицированных сотрудников? Ronald Coase [Coase, 1937] утверждал, что компании в процессе приобретения ресурсов сталкиваются с выбором между «созданием» того, что им требуется, внутри компании, или заключением договоров с внешними участниками, т.е. «приобретения» того, что им нужно. Компании стал- киваются с подобным выбором и при принятии решения или о самостоятельном обучении сотрудников на соб- ственной базе, или о делегировании этого процесса третьим лицам, государственным или частным. Существу- ющая теория по стратегии обучения, которой придерживаются компании, традиционно делится на два уровня в зависимости от оказывающих на нее влияние факторов: микроуровень, обусловленный размером, прибыль- ностью и рыночной стратегией компании, и макроуровень, берущий за основу институты рынка труда и уровень развития гражданского общества, что дает объяснение того, как и с кем сотрудничают компании для обучения своего персонала. Подобное объяснение основано на способности компаний решить фундаментальную пробле- му исполнения обязательств, которая тормозит сотрудничество между компаниями и другими акторами. Реше- ние проблемы требует совместных усилий со стороны сильного гражданского общества – в виде ассоциаций работодателей и профсоюзов – и наличия свободных, прозрачных и эффективных рыночных механизмов. Од- нако современная Россия ставит перед нами трудную задачу. С одной стороны, компании начали совершать ин- ституционально сложные, дорогостоящие капиталовложения совместно с государственными учреждениями среднего профессионального образования (СПО) и все чаще передавать обучение на аутсорсинг частным орга- низациям. С другой стороны, гражданское общество и институты судебной системы развиты в России слабо, в результате чего компаниям сложно привлечь своих частных или государственных партнеров к ответственно- сти, при этом рынкам также не удалось совершить полноценный переход к свободному и прозрачному капита- лизму. В данной работе утверждается, что в отсутствие сильного гражданского общества и свободных, прозрач- ных рынков компании могут решить проблему исполнения обязательств и сотрудничать со сторонними орга- низациями при условии, что региональные органы власти обладают сильным государственным потенциалом (работоспособными государственными институтами) и являются политически подотчетными. Первое условие дает гарантию компаниям, что центральные органы власти в регионе могут контролировать должностные лица учреждений СПО и частные сторонние организации с целью обеспечить выполнение соглашений, второе усло- вие создает стимул для региональных властей поступать таким образом. Эти теоретические предположения проверяются результатами опроса, проведенного в 690 компаниях в 12 субъектах Российской Федерации.