Революция в области методов управления произойдет в ближайшие 10 лет
Как должны меняться экономические приоритеты государства, какие структурные реформы ожидают нас в ближайшее время, что необходимо усовершенствовать в системе государственного контроля — эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола «Государство и экономическое развитие», прошедшего в рамках XVIII Апрельской конференции.
В работе круглого стола приняли участие министр экономического развития Максим Орешкин, министр финансов Антон Силуанов, председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, председатель совета Центра стратегических разработок и заместитель руководителя Экономического совета при Президенте России Алексей Кудрин и другие эксперты.
По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, многие ведомства сейчас продолжают существовать так, как делали это в годы обеспеченности страны нефтяными ресурсами, однако уже очевидно, что так дальше продолжаться не может. Он предложил участникам круглого стола попробовать ответить на четыре вопроса:
- Что должно поменять государство в своих экономических приоритетах в новом десятилетии?
- Как оптимизировать мандаты государства и мандаты муниципалитетов?
- Каким образом надо перераспределить полномочия и ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями?
- Из каких сфер должно исчезнуть государственное регулирование и каковы будут последствия такого ухода?
Этих вопросов в том или ином виде и касалась дискуссия.
Куда двигаться
Прежде чем решать, что должно поменять государство в ближайшее десятилетие, необходимо подумать о будущем экономики, — предложил министр экономического развития Максим Орешкин. «Все мы сходимся во мнении, что экономика через 10-15 лет будет построена вокруг человека», — сказал он. Основные изменения должны коснуться образования и здравоохранения. Система образования должна предоставить человеку те знания и компетенции, которые необходимы для экономики в ближайшие 10 лет, особенно это касается коммуникативных навыков. Но недостаточно просто развивать определенные навыки, необходимо еще и создать ту среду, в которой люди будут общаться, обмениваться информацией, профессионально расти. Именно поэтому неизбежен рост роли городов, а их конкурентноспособность — одна вех экономической политики.
Министр финансов Антон Силуанов заметил, что одна из наиболее важных целей нового десятилетия — это достижение независимости бюджета от различных факторов, способных привести к его нестабильности. Кроме того, необходимо, чтобы госсектор был адекватен уровню экономики: «Он должен быть компактный и мобильный, госучреждения должны повысить эффективность в оказании своих услуг, причем не за счет наращивания численности, а за счет повышения производительности труда». Важной задачей является и сокращение теневого сектора экономики. Если развитие налоговой службы, которое происходило в течение последних пяти лет, продолжится в том же темпе, то избежать уплаты налогов в ближайшем будущем станет очень непросто.
Как осуществлять надзор
Одной из главных тем, затронутых на круглом столе, стало обсуждение контрольно-надзорной деятельности и ее эффективности. «Сейчас в России существует большое количество надзорных органов, многие региональные надзорщики дублируются на федеральном уровне. Очевидно, что есть необходимость готовить реформу уже сейчас, а после 2018 года сокращать количество надзорных органов», — отметил Антон Силуанов. Министерство финансов уже приняло первые шаги в этом направлении — Росфиннадзор был объединен с Казначейством, что позволило сократить количество надзорных мероприятий.
Важный шаг на пути реформирования органов надзора — объединение баз данных, которыми обладают надзорные и контрольные органы, как это сейчас происходит с базами налоговой и таможенной службы. Подобное взаимодействие позволяет создавать систему управления рисками и гораздо эффективнее их контролировать. Объединяя системы управления рисками различных контрольных ведомств, можно добиться сокращения количества проверок (и проверяющих) и снизить административную нагрузку на бизнес.
Максим Орешкин рассказал о подготовленном уже законопроекте о контрольно-надзорной деятельности, который в первую очередь ориентирован на то, чтобы изменить характер работ органов на предупредительный. «Наше предложение — по большинству видов контрольного надзора сделать все публичным, чтобы проверяемые понимали, по каким критериям работают контрольно-надзорные органы и кого они относят к зоне риска», — добавил он. Законопроектом предлагается создать так называемые «белую» и «черную» книги надзора — в «белой» будет прописано, как следует поступить, чтобы не нарушать требования надзорных органов, особенно в спорных случаях, а «черная» книга будет содержать наиболее часто встречающиеся нарушения.
По словам Ярослава Кузьминова, в России существует контрольно-надзорное ведомство, радикально отличающееся от всех остальных, — это Счетная палата, проверки которой по-настоящему полезны. Она привлекает к анализу и проверкам экспертов, аудиторы Счетной палаты — известные люди с хорошей репутацией. Для оптимизации работы контрольных органов есть смысл подумать о применении подобного подхода повсеместно. Ярослав Кузьминов также предложил разбить все предприятия на три условных группы с низкими, средними и высокими рисками. В этом случае от контроля группы с низкими рисками можно будет отказаться и проводить проверки только по факту случившегося.
Председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова рассказала, что основной тренд в изменении системы государственного управления — это автоматическое управление процессами с помощью больших данных. Это стратегический путь, по которому сегодня уже идут отдельные федеральные органы исполнительной власти, например, Федеральная налоговая служба. «Обладание и управление большими данными — это возможность получения информации без выхода на объект и проведения там мероприятий», — отметила Татьяна Голикова.
Человеческий капитал
Во второй половине года правительство должно будет представить свое видение развития секторов экономики в течение 2018-2020 гг. Есть идея, что необходимо осуществить маневр в пользу образования и здравоохранения, но пока непонятно, за счет каких источников он должен быть осуществлен.
Здравоохранение финансируется из бюджета Фонда обязательного медицинского страхования за счет страховых взносов работодателей, а страховые взносы за неработающее население выплачивают субъекты РФ. На сегодняшний день эта сумма составляет 618 млрд. рублей. Вопрос об освобождении субъектов от несвойственной им функции страхования неработающего населения в данный момент стоит довольно остро. Если будет найден иной источник, то регионы смогут высвободить большой ресурс в том числе для осуществления бюджетного маневра в пользу образования.
Ярослав Кузьминов рассказал об исследовании 2016 года, в ходе которого выяснилось, что семьи готовы сами платить за те или иные сервисы. Резко выросла доля населения, готового дополнительно платить в виде налога 2% от своего дохода для финансирования определенных сфер (образование, здравоохранение, ремонт дорог и инфраструктуры, охрана общественного порядка) при условии, что за распределением этих средств будет следить общественность и будет достигнут конкретный результат. Это исследование показывает, что на данный момент есть общественная готовность для такого рода нововведений. Возможно, уже созрел потенциал, который позволит ввести местные налоги на уровне муниципалитетов. Эти средства могли бы официально софинансировать необходимые области.
В городе Сосновый Бор был проведен эксперимент, в ходе которого 3-5 % местного бюджета предлагалось распределить самим гражданам, рассказал Алексей Кудрин. Это вызвало энтузиазм у местных жителей и продемонстрировало готовность населения активно участвовать в решении такого рода вопросов. По словам Кудрина, «чувство налогоплательщика» в основном возникает на местном уровне, именно поэтому там нужно поддерживать и стимулировать создание форм оплаты налогов.
По пути модернизации
Говоря о будущих изменениях, Алексей Кудрин заметил, что в ближайшее десятилетие осуществить большую реформу сложно, но некоторые шаги все же возможны. 27 лет рыночной экономики, в которой живет Россия, — немалый срок, но сделано еще не все, и как раз сейчас происходит трансформация и менталитета, и компетенций. Качество институтов, которые сегодня использует государство, законодательство, регулирующие практики пока еще не соответствуют открытой рыночной экономике с современными методами регулирования, и важнейшей задачей сейчас является как раз выстраивание этих институтов. «Сейчас стало понятно, что не хватает эффективности и производительности в работе институтов, среди которых госуправление является решающей вещью. В ближайшие 10 лет вся система управления существенно модернизируется, сбор и обработка данных будет выполняться не человеком, а роботом. Мы стоим перед революцией в области методов управления, которая произойдет в ближайшие 10 лет», — добавил он.
Важной темой, на которую стоит обратить внимание, является заметное отставание России от других стран в технологическом развитии. Те институты и изобретения, существующие со времен Советского Союза, не соответствуют масштабу вызовов, с которыми столкнулась Россия в настоящий момент. Для того чтобы в ближайшие 10-15 лет не произошло существенного отставания и потери рынков, в рамках государственной политики необходимо сфокусировать усилия на создании институтов как для науки, так и для инноваций. Также необходимо обновить учебные процессы и существующую материально-техническую базу. Сейчас качество оборудования, которым располагают российские учебные заведения, отстает на десятки лет от университетов Европы.
Деньги не должны опережать реформы
Что действительно должно поменяться, чтобы осуществились все планы, а программы существовали не только на словах, но и на деле? Этим вопросом задался председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его мнению, для осуществления реформ требуется подробный анализ уже сделанных ошибок. Он также указал на то, что необходимо разбираться с качеством управления в регионах и предоставить возможность муниципалитетам устанавливать налоги и сборы. Он отметил, что необходимо проведение структурных реформ, к тому же «деньги должны идти за структурными реформами, а не опережать их».
Говоря об условиях осуществления реформ, президент ВШЭ Александр Шохин назвал ключевыми вопросами, которые требуют внимательного рассмотрения, проблемы правоохранительной и судебной систем. По его словам, их давление и неэффективность — это то, что мешает развиваться бизнесу и экономике в целом.
Подводя итоги круглого стола, Ярослав Кузьминов назвал главной существующей болевой точкой недофинансирование мандатов регионов: «Пока мы не дадим возможности регионам реализовать свои права по установлению налогов и сборов, ничего не произойдет. Демократия, не имеющая поддержки и апробации снизу, на верхних этажах всегда дает сбой».
По его мнению, основной задачей является определение порядка проведения структурных реформ и ресурсного наполнения. «Когда мы говорим о новой перспективе структурных реформ, решение должно быть такое: мы должны заявить об их необходимости и в образовании, и в здравоохранении, ключевых секторах для развития экономики. Первые два года мы должны проводить их в рамках принятого трехлетнего бюджета, а с 2020 в те структуры, которые выживут и будут существовать, вольются новые денежные ресурсы».
Кудрин Алексей Леонидович
Почетный профессор
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Шохин Александр Николаевич
Президент ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
«Статистика должна быть доступна и понятна всем»
Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов
К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Как увеличить российский экспорт продовольствия
На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.
«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»
Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.
«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»
Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.
«Изоляционизм — путь к технологической деградации»
XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».
Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.