• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маленькая страница большой войны

В Культурном центре ГУ-ВШЭ в рамках цикла вечеров "Важнее, чем политика" прошел показ фильма о Великой Отечественной войне "Риорита", после чего состоялась встреча с режиссером картины Петром Тодоровским.

Что же в данном случае для нас важнее, чем политика? Ведущий этого цикла встреч, профессор кафедры информационной политики и информационных исследований Александр Архангельский*, считает, что для Вышки важнее, чем политика, — культура.

Режиссер картины Петр Тодоровский на встреческазал: "Мне захотелось приоткрыть еще одну маленькую страничку той большой войны, в которой я участвовал". Что ж, есть правда жизни, а есть правда искусства. Иногда эти две правды пересекаются. И тогда оказывается, что не всякий советский солдат всегда являл собой пример подлинного защитника Отечества, образец чести и доблести.

Фильм "Риорита" снят в не совсем привычном для военных фильмов формате. В нем нет ни помпезной патриотичности, ни вычурного пафоса действительно великой победы, ни масштабных батальных сцен, ни красивых подвигов. Но в нем есть самое главное. И это главное — правда. Фильм рассказывает жестокую и жесткую правду о Великой Отечественной.

До показа режиссер признался, что "этот фильм стоит в стороне от всех предыдущих моих фильмов, он не похож на то, что я снимал до этого. Он действительно очень жесткий". И пожелал всем "не очень приятного просмотра".

Сам Петр Ефимович говорит, что эта его картина не может понравиться, так как в центре событий оказывается отрицательный герой. Герой, с виду, казалось бы, простой русский мужик, на самом деле оказывается дьяволом, искусителем, от замыслов и рук которого погибает на войне целая семья. Три здоровых мужика умирают не от вражеских фашистских пуль, а оттого, что рядом с ними в окопах оказалась совершеннейшая сволочь, которая способна предать своих однополчан.

Режиссер рассказал и такую незамысловатую, но весьма типичную, показательную историю, как однажды для какого-то другого фильма он с оператором и художником искал для съемок трамвайную остановку и нашел таковую где-то в районе  Покровского-Стрешнева. Вдруг буквально из кустов появляется какой-то маленький мужичок лет пятидесяти, в кепке, плотненький такой, и говорит: "А что это вы тут делаете?" На что получает ответ: "А мы тут хотим фильм снимать". А документы есть, интересуется мужичок. Слава богу, есть… А вы знаете, что это за здание? Действительно, стоит какой-то непонятный куб без окон, без дверей. "Это, — говорит мужичок, — секретнейший объект, — и добавляет: — Пойдемте!" Я, говорит Тодоровский, ответил: "Пойдемте!" Пошли. Он подходит к зданию, знает, где там кнопка, нажал, через какое-то время вышел капитан, мужичок докладывает: "Вот они фотографировали ваш объект". Тот проверил документы, продолжает Петр Ефимович, взял его под руку, отвел в сторонку и говорит: "Если бы вы знали, как они мне надоели. Как они мне надоели! Ну каждую неделю обязательно приводят шпиона!"

Весь зал засмеялся, а Тодоровский лишь с грустью добавил, что их поколение, взращенное  советской властью, постоянно жило во вражеском окружении. Были шпионы, диверсанты, их надо было вылавливать, доносить, доносить, доносить. Доносить немедленно. Хватать и доносить. "И мы верили в это, мы любили Сталина, мы обожали его. Но дело даже не в этом. А в том, что по поводу этой войны еще не все сказано. Лев Николаевич создал свою «Войну и мир» спустя пятьдесят лет после описанных в романе событий. У нас пока нет такого произведения. Хотя в литературе есть хорошие, но «Войны и мира» нет. И фильмов по-настоящему нет. Я вам советую, — сказал Тодоровский, — если удастся, достать маленькую книжечку Гавриила Попова. Там он пытается уговорить наше высокое начальство наконец рассказать правду об этой войне. Разделы там очень страшные: наши потери, немецкие потери, как наши насиловали немок, только в Берлине 100 тысяч немок обратились с жалобами… и прочее, прочее. Очень серьезная книга. На меня она сильно подействовала. Потому что, когда читаешь, к примеру, про Жукова, как ему гнали эшелон с мебелью и что у него на даче нашли шкур каких-то 160 штук… в общем, страшно читать…" 

Так же страшно смотреть и фильм, ту "маленькую страничку", на которой Петр Ефимович попытался рассказать еще немного правды о войне.

Студенты и другие участники встречи, среди которых были и преподаватели, и сотрудники, и просто гости Высшей школы экономики, после показа долго не отпускали Тодоровского, задавая ему самые разные вопросы о фильме и о войне. Некоторых из обращавшихся к нему зрителей режиссер не с первого раза мог расслышать и переспрашивал. Что, в общем, неудивительно, в его-то годы. Но любопытная деталь. Несмотря на "предупреждение", что фильм не понравится, в этот вечер все зрители благодарили Петра Ефимовича. И тогда он, с характерным своим прищуром, улыбался и говорил: "Вы знаете, я заметил, что, когда меня хвалят, я лучше слышу".

Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Полную стенограмму встречи можно прочитать на сайте фонда "Либеральная миссия"

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.

Вам также может быть интересно:

«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»

25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»

В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.